Гены на 70% определяют интеллект. Хотите смышленых детей? Рожайте от умного партнера! - подобные заявления некоторых популяризаторов науки вызывают как минимум недоумение. А если родители не блещут умом и талантами? Ставить на ребенке крест? Искать мужа/жену поумнее? А как же «сердцу не прикажешь»?
«КП в Украине» расспросила семейного психолога Анастасию Карченкову, почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? Какую роль играют первый учитель, отношения с одноклассниками и родительский пример?
Анастасия считает, что формулу 70% на 30% нужно «перевернуть»: среда куда важнее генов.
- Представим ситуацию - ребенок родился от двух профессоров. Волею судьбы он попал в другую семью. С раннего детства ему говорят: «Ты тупой! Ты ничего не сможешь добиться! Нам стыдно, что ты наш ребенок! Ты наше наказание!» Что получается в итоге? Ребенок растет с обратной связью от родителей, что он - ничтожество, - поясняет наша собеседница. - Через время его отдают в школу. Причем тогда, когда он к ней не готов. Во время урока ребенок элементарно хочет в туалет, но боится или стесняется туда пойти. Будет ли такой ученик думать о математике? Маловероятно!
Далее, по словам психолога, ребенок может попасть к учителю, который по каким-то причинам его невзлюбил. Если малыш зарекомендовал себя как слабый ученик - педагог будет относиться к нему соответственно. У него подсознательно формируется ярлык: этот мальчик не может хорошо учиться, что с него возьмешь. Как следствие - педагог начинает занижать оценки. Полбеды, если преподаватель испытывает к ребенку симпатию или жалость. Хуже, если он начинает учительницу «подбешивать».
После ребенок возвращается домой. Дома - напряженная обстановка: за плохие оценки ребенка наказывают, за хорошие не хвалят.
А еще есть одноклассники - в социальной среде ребенок попадает в категорию изгоев.
Будет ли успешен такой ученик, рожденный от двух умных людей? Маловероятно.
Возьмем противоположную ситуацию - ребенок здоров, но рожден от простых трудяг. Он растет в семье с благоприятной психологической атмосферой. Его хвалят и поддерживают, говорят: «Ты молодец, у тебя все получается!»
Возможно, этот ребенок далеко не самый умный, но он растет с ощущением: «Я могу!» и чувствует себя в этом мире иначе. Родители дожидаются возраста, когда будущий первоклассник готов к обучению - психологически, физиологически и эмоционально - и только после этого отдают его в школу.
Ребенку комфортно с ровесниками и учителями в классе. Он считает себя способным, и это помогает добиваться успеха. Возможно, временами ему не хватает интеллектуальной одаренности, но благодаря поддержке и вере в собственные силы он учится выходить из трудных ситуаций. Что важно - ребенку комфортно в школе, он нравится учителю. Педагог замечает даже небольшие успехи, хвалит и поощряет детей хорошими оценками.
Дома такого ребенка поддерживают. Если что-то не получилось, его не наказывают, не ругают. Вместо этого говорят: «Ничего страшного, мы научимся!» Возможно, по окончании школы такой ребенок не станет медалистом, но он будет достаточно успешным среди других учеников.
Можно ли «перенастроить» ребенка, который не хочет учиться? По мнению Анастасии, это возможно, хотя и требует усилий.
- В первую очередь от ребенка нужно отстать. Когда рядом те же родители, которые смотрят на сына как на неспособного и глупого человека, когда учитель воспринимает его точно так же - ничего не изменится, - убеждена наша собеседница. - Поэтому сначала родители должны поработать с собственной внутренней неудачностью, увидеть в своем ребенке человека, который нуждается в безусловном принятии.
Почему родители ведут себя неправильно? Потому что их ребенок ежедневно напоминает им о собственных неудачах: яблоко от яблони недалеко падает. Инструментарий у таких родителей ограничен - наорать, забрать телефон, ударить. Эти методы не работают, только уничтожают интерес к познанию и вырабатывают рефлекс отвращения к школе.
Только тогда, когда ребенок перестанет бояться возвращаться домой, когда поймет, что может говорить с родителями о чем угодно - ситуация сможет измениться.
Поскольку в любом классе есть лидеры и изгои, возможно, имеет смысл сменить школу. Когда тебя принимают - можно расслабиться и наконец-то заинтересоваться учебой.
ФОРМУЛА УСПЕХА:
1. Готовность к школе.
Не нужно терроризировать ребенка развивающими занятиями, убеждена Анастасия.
- Я как психолог постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда мама обращается ко мне с проблемой: «Моему ребенку уже 1,5 года, а он не хочет заниматься! Ему неинтересно учить цвета!»
Лучше до 5 лет детей не трогать! Абсолютно. Если мама не может заниматься со своим полуторогодовалым ребенком так, чтобы ему это нравилось - лучше оставить его в покое.
Многие 6-летние дети уже невротизированы: родители невольно уничтожают в них познавательный интерес своими действиями и словами: «Как же ты в школу пойдешь? Что из тебя вырастет?»
Совсем не страшно, когда 6-летний ребенок не умеет читать. Хуже, если он умеет, но уже не хочет.
2. Доброжелательный учитель.
Такой человек создает у детей впечатление, что в школе безопасно и интересно. В благоприятной обстановке ребенок хочет слушать, что говорят взрослые.
3. Спокойные любящие родители.
Дома ребенка окружает среда, где его поддерживают и дают установку: «Ты молодец, ты умный, у тебя все получится. Ничего не понятно с уроками? Не страшно, разберемся!»
Когда ребенок оказывается в среде, где есть любимая учительница, когда родители не ругают за плохие оценки, а могут только посочувствовать и предложить помощь - ребенок способен приятно удивить близких успехами.
4. Хорошие отношения с одноклассниками
Это тоже важно. Сложно думать об учебе, если тебя обижают.
А ЧТО ЕЩЕ?
В качестве факторов, влияющих на успех, ученые выделяют книги, уровень образования родителей и благоприятное окружение.
- Я встречала любопытное американское исследование, в котором сравнивали успеваемость детей. Ученые искали факторы, которые влияют на хорошие отметки, - продолжила наша собеседница. - Оказалось, чем больше книг окружает ребенка в его дошкольном возрасте - тем лучше. Причем читать их необязательно.
Кроме того, важен уровень образования родителей, а также степень благополучия региона, в котором живет ребенок.
Все остальные факторы - кружки и развивающие занятия - оказались не важны.
Ученые объяснили результаты исследования так - присутствие книг дома сравнимо с наличием дипломов о высшем образовании у родителей. И, если ребенок родился у интеллектуалов, общаться он будет с определенным кругом людей со своей системой ценностей, которая легко передается.
- Если ребенок приходит в школу с ориентацией на успех, не имеет значения, занимались ли с ребенком ранним развитием, - уверяет Анастасия.
Еще один немаловажный момент - ребенку должно нравиться в школе.
- Моя бабушка в школу убегала, потому что там можно было спастись от бесконечного физического труда, - вспоминает наша собеседница. - В школе спокойно сидишь и слушаешь учителя. А дома что? Ни телевизора, ни книги, ни интернета. Ничего! Дома нужно выгребать нечистоты за животными, носить воду и вскапывать огород.
Моя бабушка росла в среде, в которой ребенку никто не отбивал охоту учиться. Она училась в пединституте, закончила университет с красным дипломом, стала учителем математики. Подобных историй немало.
Сегодня дети проводят свободное время в ТикТоке, а тогда шли в школу с мыслью: «Там что-то рассказывают!».