«Когда-то давно поэзии учили в школе», - говорит поэт-патриот Евгений Юхница. А как же талант, вдохновение, предвкушение – все то, что мы называем божьей искрой и не любим объяснять логически?
«Всегда нужен базис, нужно знать основы стихосложения, что и как писали до тебя великие», - объясняет Евгений, и тут уже не поспоришь. Без скрупулезного анализа прошлого в лучшем случае выйдут стишки из интернета, так называемые «стишки-пирожки», в худшем – зарифмованные строки вроде «любовь-кровь». А коллаборация базиса и божьей искры приводит к удивительному результату – рождению настоящей поэзии. Об этом в интервью "КП" в Украине" рассказал киевский поэт Евгений Юхница.
- Евгений, мы знаем, что вы небезразличны к нашему изданию…
– Да, по моей просьбе родители выписывали мне вашу газету еще с четвертого класса. Была в издании своя романтика, представленная не в лоб, а мазками, на примерах эмоциональных людей или событий. Особенно мне нравилась последняя страница, на которой печатали материалы о загадочных явлениях, НЛО, лохнесском чудовище, рассказывали милые сентиментальные истории, происходящие в нашей жизни. После прочитанного выбегал во двор, не видя перед собой ничего – настолько сильно погружался в прочитанное. Мне "КП" напоминала искусный комплексный обед: там были грамотно подобраны основные блюда и десерт.
– Интересное сравнение, похоже, по нраву вы систематизатор, любите все упорядочивать?
– Нет, не систематизатор, скорее в определенной степени «замечалка», который художественными средствами (в моем случае – словесными) имеет счастье передать те аспекты, которые кажутся чрезвычайно интересными. Например, психологически необычные отношения людей или цветные пейзажные глубины. Я показываю и популяризую вещи, на которые человек драматично не успевает посмотреть, у него нет времени. И если удается образ, метафоры-сравнения – тогда люди начинают иначе смотреть на мир, объемнее воспринимать его.
Средства для передачи могут быть разными, ведь поэзия гораздо глубже по сравнению с прозой и, на мой взгляд, даже с рисованием. Существуют сотни стилей, подстилей поэзии – есть высокая поэзия, патриотическая, поэзия поддержки, пейзажная природная поэзия (то, что в Украине называют «перепевы»). Очень рад, что поэзия доступна всем, кто видит, чувствует, может, хочет и имеет что передать другим людям.
– Кажется, сейчас далеко не «золотой век» поэзии и даже не «серебряный». Что с нами произошло, почему мы относимся к поэзии не так трепетно, как раньше?
– Первая причина – исчезла академическая школа поэзии. Мы же помним, что наши серьезные украинские поэты ездили учиться стихотворству в Берлин, Париж, Канаду, где знакомились с французским верлибром. То была школа. Раньше поэзию изучали как предмет. Лет пять изучали предмет поэзии те же Пушкин и Лермонтов.
Украинская школа поэзии основана на песенной поэзии, и в качестве примера можно вспомнить раннего Сосюру, «высокого» Рыльского, проникновенного Шевченко и т.д. Они использовали в своих произведениях песенное предисловие или послесловие. А теперь у многих недостаточно академических знаний.
Вторая причина – отсутствие в Украине литературной идеологии, построенной на ярком, красивом, поэтическом базисе. Ну, мы все видим, что транслируется... Еще в 2006 году я написал, что войны не за горами, потому что на телеканалах не переставали пропагандировать оружие, ненависть и конфликты... Вместо того чтобы быть услышанными, людей тренировали озлобляться, общий уровень человечности падал.
Кроме того, создающие поэзию часто путают ее с поздравительными открытками. В повседневной строке начинающих поэтов встречаем: «да будет…», «да здравствует…» Как приветствие – это возможно, однако как поэтика – не совсем.
Вдобавок к нашим проблемам еще и то, что в Украине нет мировой прозаической литературной школы фантастики, приключений, сценаристики. Наш прозаик скорее напишет фантастический рассказ о Джоне из Нью-Йорка, чем о чем-то своем. Иногда я пишу сценарии к фильмам, и однажды встречался с американскими сценаристами, и одна сценаристка мне объясняла: «Вы в свободной Украине пока не цените то, где вы живете. У Америки чуть больше 200 лет истории – и мы уже сняли тысячи кинофильмов об этих двухстах годах. У нас фильмов о ковбоях больше, чем было ковбоев в США за двести лет. А у вас отличная история начинается с 700-го года до нашей эры, и каждые десять лет своя Америка! Но вы почему-то пытаетесь писать о Джонах-американцах…»
Она права, да. И верю, что практическая литературная школа, основанная на анализах бестселлеров, у нас однажды появится. Автор книги о Гарри Поттере сначала не знала, как писать, чтобы было интересно, поэтому пошла на литературные курсы, где получила азы изобразительной писательской науки, – и вот результат. Когда поэта Сергея Есенина отправили на такие же литературные курсы, ему не нужно было даже заканчивать. Достаточно было узнать три-четыре важные вещи.
- Выходит, поэты учатся одному и тому же, а пишут разные произведения. Хотя иногда случаются и слишком похожие, тогда мы говорим о плагиате, копировании…
- Как поэт, я всегда использую эпитеты, обозначающие произошедшее. Раньше искал соответствующие эпитеты в словарях. Потом понял, что чужая фразеология и есть плагиат! Как я могу создать неповторимое, если эпитет к произошедшему существует? Миссия художника – самобытно и неповторимо, без плагиата, раскрасить окружающий мир, открыть его заново.
Что для этого нужно? Заниматься поэзией профессионально, то есть иметь на это время, желание, уметь поднимать себя и идти к людям, в природу, понимая, что могут отнестись к тебе по-разному… Нужно находиться внутри передаваемого процесса, становиться частью поэтической матрицы. Иначе это банальная переписка чужих уже отредактированных картин.
Простой пример: в Украине есть затопленные села - в Черкасской, Хмельницкой областях и других. Села затапливали ради строительства электростанций. Если бы я туда не поехал, не узнал сам историю на месте, не поговорил с людьми, а просто послушал или почитал СМИ – я бы не понял ничего из того, что и зачем там происходило. И создал бы плагиат.
– А что нужно, чтобы попасть в эту поэтическую матрицу?
- Нужно время, нужно место, согласие с собой. Отказаться от желаний, амбиций, каких-либо финансовых установок. Нельзя и невозможно приходить после современной интенсивной работы, обремененной проблемами, и садиться отскульптурировать стихами высокое…. Когда людей обеспечивают хотя бы едой – у них есть время искать слова-значения и подбирать эпитеты разноцветия. Нужно идти и понимать пути к цели. Тогда человек начинает креативить собственный стиль.
– Цель, как мы понимаем, – рассказать и показать то, чего не видят другие?
- Обратить внимание, а еще можно сказать, что художественный мир всегда нуждается в том, чтобы его осовременивали. Это очень сложно, я знаю. И скорых результатов не будет. Есть поэты, которые начали публиковать только через 40 лет. Есть поэты, которых увидели всего через несколько столетий и тысячелетий. И мы спустя какое-то время открываем для себя неповторимую поэзию. Да, поэты – люди, которые мультиплицируют на будущее.
– С конечным результатом мы разобрались, вернемся к акту творения. Как рождается литературное произведение, из какой искры?
– Когда я учился – меня не учили творить. Я больше понял, общаясь с поэтами. Однажды, изучая немецкий язык, попал на дневные курсы «Творчество в механике». Там рассказывали, как рождается вдохновение. Если коротко: сначала ты узнаешь, что хочешь создать, потом подбираешь возможные материалы, потом привлекаешь силы, свою энергию – и вся эта комбинаторика начинает производить вдохновение. И однажды количество попыток стихосложения преобразуется в качество, начинаются прозрения. Сейчас на этом этапе прозрения приходят уже сразу. Ты их записываешь, потом выбираешь, какие из них мгновенные фото – яркие, новые для осмысления. Далее находишь свою нишу – например, пишешь о Рождестве, мистике, любви и т.д., а главное – ищешь и очеловечиваешь увлекательное в нишах.
- Как найти свою нишу, ведь тем и сюжетов – миллионы?
- Лично у меня около 500 папок с темами, и в каждой папке – еще с десяток подтем. Я не пытаюсь повторяться. Каждый день ты на тот же узор смотришь по-разному.
Мне все говорят, что для познания нужна постоянная ниша. А у меня разные стили почерка – от романтики и пейзажной поэзии до майданной многолюдности, ночных тайн, портретной и территориальной поэзии… Мне подсказывают, что я теряю слушателей из-за разнородной палитры тем. Здесь художественный момент выбора: или ты выбираешь, чтобы тебя знали только как поэта одного напева, или ты сам опытными кисточками создаешь новые краски. Что тебя греет, что тебе нравится, что вызывает в тебе вдохновение, то ты и выбираешь.
Сложно передать драйв, то незабываемое состояние, когда находишь решающие краски и соответствующие новые слова. Главное – не испортить их неуместной строкой. Стихи создаются прострацией полета, когда потом читаешь стихотворение – и тебя охватывает дрожь. И ты не помнишь состояния, в котором ты писал это стихотворение, словно выходил куда-то в параллельные стихии. И если я до 1999 года знал наизусть свои стихи, то сейчас я не вспомню иногда стихотворения, которое карандашом записал утром.
– Вы отождествляете себя со своим лирическим героем?
– Нет, у меня стихи не обо мне. Есть октаметры о маме, папе, но профессионально не пишу о себе, мне неинтересно. Раскрываю внутреннее состояние персонажей, которое пытаюсь описать красотой слов. Передаешь мгновение – и никто его уже так не воспроизведет. Хочется трансмутировать дух, момент – и… рождаются мадригалы и канцоны, которые постоянно хочется совершенствовать, кстати. Вот утром сегодня переписал одно стихотворение так, что его никто не узнал.
- Ваш герой в стихах выглядит и чувствует себя довольно одиноко. Это так задумано?
– Это метод для описания действительности, способ, которым я рисую. Так сложилось, что я с детства был предоставлен сам себе, все время один был дома, разговаривал с природой. Эквивалентно, сейчас понимаю – это был метод, способ, которым изучалась жизнь. Знаете, вот иногда мы говорим кому-то: посмотри свежим глазом на что-нибудь. И человек с незамыленным глазом нас удивляет, воскрешает то, чего мы не замечаем. Я ставлю своего героя к подзорной трубе, и оттуда он ловит галактики «свежими глазами».
Вообще согласитесь, что сейчас люди становятся все более обособленными, им не хватает ни сил, ни времени ни на что. Они без семей часто, одинокие. Люди - одинокие - вынуждены писать и читать лечащие стихи.
Так изменился мир. Я хочу попробовать закончить в этом году книгу «Одиночество». У меня там еще две главы незаконченные – «Одиночество на работе» и «Одиночество за границей».
Кроме одиночества у меня есть и множество других тем: например, праздники, дружба, эмигрантские стихи, медицина, катастрофы, пейзажи, патриотические стихи, социальные, портретная поэзия, эволюция, наука, картины из жизни – с разными жанрами, колористикой. Темы имеют индивидуальные штрихи для отображения – и получаются разные по стилистике произведения.
Выставляю стихи на русском и украинском языках
– А вы помните свои первые стихотворные строки?
– Да, недавно исполнилось 27 лет, как я начал писать. Точно помню, как 24 декабря 1994 года в 18.03 в одной из гостиниц Днепропетровска достал кусочек бумаги и записал несколько строк. С точки зрения техники стихотворение слабое, но его нельзя перерабатывать:
«Зимняя морось. Чернеет закат.
Снег, как голос, подскажет – не так.
Что ты скрипишь подошвой на меня?
Стой, подожди…» и т.д.
Как я понял потом, стихотворение было навеяно поэтами-«тридцатниками» прошлого века. По мере мастерства рефрены стали и тематическими.
- Что интересно, у некоторых ваших произведений тематика географическая, вы пишете для жителей разных регионов и на двух языках, не так ли?
- Каждый день на своей странице в Фейсбуке и на сайте Клуба поэзии выставляю стихи на украинском и русском языках. Пишу для людей Украины, мира, жил и в Донецке, и в Ивано-Франковске, Евпатории и Жмеринке, Киеве и Чернигове. Хочется, чтобы люди всех возрастов с разных территорий могли что-то себе найти и почитать.
Конечно, немного досадно, что написано достаточно того, чем зачитываются, есть совсем неплохие стихи, а от государства пока никакого внимания. Но цель каждого украинца независимой Украины - быть полезным своим гражданам, что и пытаюсь профессионально осуществлять! Впрочем, рецепт успеха у нас, к сожалению, не качество пока, а нужно бегать по тусовкам, иметь личные связи, фестивалить. К сожалению, я физически не успеваю знакомиться и… продвигаться…
– Кто и что вдохновляет вас? Каких поэтов читаете, какую музыку вы слушаете для вдохновения, озарения?
- В первую очередь меня вдохновляет творчество одессита Николая Винграновского, Шолом-Алейхема – если речь идет о прозе. Из современных поэтов – украинец Константин Мордатенко, харьковчанка Мила Машнова. Если говорить о мировой поэзии – это Гете, некоторые вещи Вольтера, Пушкин. Также Николай Рубцов, Лина Костенко, Анна Ахматова. В музыке это Алла Пугачева, Андрей Макаревич… Они вдохновляют меня не потому, что они популярны, а потому что я лингвист, я различаю их слова – красками. Мне нравятся люди, работающие со словом. Еще рождественские песни, с ними вырос.
Поэтому хочу пожелать, чтобы каждому читателю «КП" в Украине» природа резонировала пространство, которое, куда бы они ни перемещались – домой, на работу, куда угодно, – им одновременно оно давало б уют, вдохновение и чувство непередаваемого драйва!
Заціловую.
Стрімко. Змовою -
Неповторну, ілюзорну.
Притуляюся до пручальниці,
до …піратниці - …обиральниці.
Поринаю у відповідь -
у рожевість настійливу.
…І, як грім серед музик:
«Ми тепер вже - не друзі?..»
19.12.21р.
Екологи Карпат по на засіданнях -
За оленів і рисьок сперечаються.
Річ в тому, що в Угорщину сусідню
Тікають звірі більш і більш, не сплячі.
…Нема їм де ховатися по вирубках.
І люди із комісій - й розуміють…
Та наче руки зв’язані гардинами:
Ніхто ніччо не може вдіяти,
хоч й бійками…
… «Так, є косулі ще», - звітують мудрі.
І звіти - повні і номенклатурні!
18.08.21р.
А по Луганщині нечутно ходить осінь.
Вона м’яка і ніжна, як пухове пір’я.
Степи готує до зими і ніби просить
Тепер прислухатись до неї - і повірити!
І кроки стишені, і обережні, поки
Чуттєві рани не натискують, не давлять.
…Ви, на очах, над містом, поволоки,
Ви не зупинете мене, я - в гуртні далі,
Які від сонця відчувають теплини:
Наступну осінь, осінь без війни...
17.09.21р.
Вино легке, ніжніше оксамиту.
Бентежить, зачаровує, п’янить...
Відверто дозволяє говорити
В усі тони.
І твої рухи - майже переконливі.
І в мене таємниць уже нема.
Тепер, коли ми аклиматизовані,
Ти - крадькома? …Чи я …сама?
07.07.21р.
Шийна силанка, лучка, герданка -
Ти - затока моя і коханка.
Ти - коралі намисток з барилець,
Нескінченна моя експедиція.
Мов циганонька в салбах й монистах -
Емоційна ти авантюристка.
Ти - тоновані гаулітом шелести,
Спокушаюча кульками-перстами
«Венеційка» стобарвних пацьорок,
Ти п’янкий обіймальний загорток,
У який після справ загорнуся,
Й ми - плетінки, ми - соки-пелюстки.
26.05.21р.
Евгений Юхница – украинский поэт, сценарист, лингвист. Родился в 1965 году в городе Жмеринка Винницкой области. Получил высшее образование в Киевском институте народного хозяйства им. Коротченко по специальности «Экономика промышленности».
Первые шаги в творчестве Евгений сделал в 1995 году когда был издан его сборник стихотворений на украинском языке «Чаша для причастия», в 1997-м - пьеса «Жіночий бунт, або нові герої»
Затем были годы обучения в литературном институте им. Горького у известных преподавателей (мастер класс Юрия Кузнецова), и с 2001 года Евгений Юхница полностью посвятил себя писательской деятельности, ставит голос диафрагмным дыханием, выпустив несколько сборников поэзии: в 2002 году – поэтический сборник «Сценами разноголосно», в 2013-м – сборник стихотворений «Мозаїка метафор — сюжети і характери». За эту книгу поэт получил литературную премию имени Андрея Малышко в 2015 году.
Свободно владеет украинским, русским, французским языками, знает английский, со словарем понимает немецкий, мечтает выучить итальянский и каталонский.
Супруга – Ирина Юхница, главный редактор детского журнала ««Пізнайко», дочери – Элен (1989 г.р.) и Алина (1994 г.р.)