22 декабря
Загрузить еще

Автоэксперт Владимир Караваев: о штрафной системе, возвращении техосмотра и ограничениях для водителей

Автоэксперт Владимир Караваев: о штрафной системе, возвращении техосмотра и ограничениях для водителей
Фото: УНИАН /facebook.com/vladimir.karavaev

В этом году автомобилистов ждет ряд новшеств. Тут и изменения в удостоверениях водителей, и возвращение техосмотра, и, возможно, даже новые штрафы. 

Об этом и других насущных автотемах «КП в Украине» беседует с замглавы Координационного совета общенационального Форума безопасности дорожного движения Владимиром Караваевым.

Если «автомат», то нельзя «механику»

- Владимир, известно, что вступили в действие новые правила подготовки водителей.

- Правильно говорить, что правительством внесены изменения в постановление Кабмина, которые регламентируют требование к удостоверению водителя. Теперь в нем должна быть отметка, каким видом транспортного средства человек имеет право управлять – с автоматической или механической коробкой передач. Или и тем, и другим.

- Допустим, я училась управлять «автоматом»…

- Тогда вы не сможете управлять «механикой». А если учились на «механике», то получите право управлять и «автоматом» тоже. Удивительного здесь ничего нет. Мы выполняем норму, которая прописана в соглашениях Украина – ЕС. Там есть ссылка на директиву об удостоверении водителя, и, по сути, все новое, что утвердил Кабинет министров, в этой директиве прописано.

- А ранее полученные права?

- Они остаются действительными. Новшества касаются только тех, кто получает первичное водительское удостоверение.

Про геморрой – не шутка

- В постановлении Кабинета министров речь также идет о ряде ограничений для людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии организма.

- Это ограничения по здоровью и те, которые связаны с психофизиологическими особенностями человека. 3доровье – это зрение, слух и так далее. В постановлении Кабмина есть перечень условий, позволяющих управлять автомобилем при тех или иных отклонениях. Например, обязательство носить либо линзы, либо очки. Могут быть требования к особенностям педали управления.

Хочу отметить, что по медицинским ограничениям нет шаблонов, которые распространялись бы на все страны. Каждая самостоятельно определяет требования. В некоторых странах у автомобилистов проверяется только зрение, в других – более расширенный список.

- У нас, судя по документу, список болячек большой.

- Да, и такую позицию давно пора пересматривать. Под некоторые ограничения попадает фактически любой человек в возрасте 40+. Например, повышенное давление, геморрой…

- Простите, про геморрой не шутка?

- Нет, не шутка. Для водителей-дальнобойщиков, например, геморрой - типичное профессиональное заболевание. Вот я и говорю, что этим нормам много десятков лет, и их давно пора корректировать.

- А кто будет контролировать исполнение ограничений у водителя с геморроем? 

- Конечно, полиция такого делать не будет. Это все решается на стадии прохождения медкомиссии. 

Механизм прописали, а исполнителя - нет

- В списке ограничений есть и кажущийся странным запрет отъезжать от дома дальше оговоренного расстояния…

- А еще не водить машину с прицепом, не перевозить пассажиров и так далее. Это уже речь идет о психофизиологических особенностях человека. Ограничения очень серьезные, и раньше Украина с таким механизмом не сталкивалась. Тем не менее его прописали, но не указали главного – кто будет эти ограничения вводить и делать отметку в правах. Кто будет определять, можно водителю брать пассажиров или нельзя. 

У нас в государстве нет институции, которая могла бы делать такие исследования и давать заключения.  Если опираться на то, что имеем сейчас, то это в сервисном центре какой-то сотрудник сам будет принимать решение. 

- В сервисном центре не медики сидят, не психиатры или психологи…

- Совершенно верно. И если подойти к вопросу с умом, то даже не нужно изобретать велосипед. Механизм давно существует – это психофизиологическая экспертиза, которая определяет возможности человека выполнять те или иные задачи. 

Я вам больше скажу – в Украине давно работают фирмы, которые оказывают такую услугу водителям, выезжающим на работу за границу. Там без такой экспертизы их просто не возьмут. Проходить экспертизу на месте назначения – это дорого. В Украине она стоит порядка 340 гривен, и результаты в Европе признаются.

Поэтому раз у нас прописали ограничения, то нужен и документ, который гласил бы, что они вводятся на основании выводов психофизиологической экспертизы. Но я такого не видел и даже не слышал, чтобы кто-то о нем говорил. 

Даже при идеальном знании правил человек может их нарушать

- В Раду подан законопроект о 12-балльной штрафной системе. У набравших «дозу» грозят отбирать права и хотят направлять их на экзамены по правилам дорожного движения… 

- Практика начисления штрафных баллов существует практически во всех странах мира. Государство контролирует количество нарушений, и если человек регулярно их совершает, ставится вопрос: по какой причине? 

А причин может быть две. Либо человек не знает правила, либо его психофизиологические особенности таковы, что при управлении автомобилем ему нужны постоянные вкрапления адреналина.

В законопроекте речь идет о том, что злостные нарушители должны пересдать экзамены. Это правильно. Но опять же ничего не говорится о психофизиологии: а способен ли автовладелец вообще управлять машиной? Или даже при идеальном знании правил будет их нарушать?

У меня есть знакомые, которым я говорил: вам не нужно садиться за руль. Иногда люди проводят в дороге по 12 часов, а это не каждому дано. Есть такие, которые в нестандартной ситуации кричат «ай!» и бросают руль. Они нормальные и знают правила, но в определенных условиях не могут себя контролировать.

У меня есть несколько знакомых, которым я открыто говорил: вам не нужно садиться за руль. Водитель – это та же профессия. Иногда люди проводят в дороге по 12 часов, а это не каждому дано. Есть такие, которые в нестандартной ситуации кричат «ай!» и бросают руль. Они совершенно нормальные, умные и знают правила, но в определенных условиях не могут себя контролировать. 

Возвращаемся к тому, о чем уже говорили: кроме экзаменов, нужна психофизиологическая экспертиза.

- Эти 12 баллов не то же самое, что 3 «дырочки» в талоне-предупреждении?

- Если законопроект примут, мы, по сути, вернемся к тому, что было. И я считаю, что это правильно. 

- Тогда почему от такой практики в свое время отказались?

- По той же причине, которая и сейчас может помешать принять законопроект, – коррупционная составляющая. Раньше она мощно срабатывала перед третьей просечкой в талоне-предупреждении, теперь может работать при приближении к 12 баллам.

Представьте ситуацию: полицейский фиксирует нарушение, а у водителя уже 11 баллов. Он это понимает, и водитель понимает, что его ждет. То есть начинается вопрос цены. 

- Согласно другому законопроекту, который тоже находится в Раде, с сентября 2022 года должен вернуться тотальный техосмотр. Этого как бы тоже требует соглашение с Евросоюзом. Ваши прогнозы? 

- Попытки вернуть техосмотр предпринимаются уже несколько лет подряд. Случится ли это в нынешнем году, вопрос пока открытый. Будет большое сопротивление. И я тоже не являюсь сторонником техосмотра в том виде, в котором он есть. 

Сейчас целый ряд категорий транспортных средств подлежат обязательному техосмотру. В частности, грузовые автомобили и всем нам знакомые маршрутки. Но мы видим, в каком состоянии они ездят по городам и весям. Когда на ходу отваливаются колеса или выпадают двери, понимаем, что этот техосмотр липовый. 

Вводить для всех автомобилей техосмотр никакого смысла нет, потому что это тоже будет сплошная коррупция.

Вмешательство государства минимально

- Ну просто «замуровали демоны» - и то нельзя, и это нельзя, потому что будут деньги требовать. Ни выхода, ни рецепта.

- Рецепты как раз есть, и они отлично работают в Европе. Украинская проблема в том, что у нас любой вопрос, который хотят решить, делают ужасно зарегулированным.

Взять хотя бы подготовку водителей. Помимо закона, ее регулируют порядка десяти подзаконных актов. Есть постановления Кабмина, есть приказы МВД. Процедура забюрократизирована до такой степени, что без коррупции никак не обойтись. Думаю, что в свое время это специально сделали – как в мутной воде рыбу ловить. 

В Европе вмешательство государства в такие темы минимально. Там никто не контролирует подготовку водителей. Государство занимается исключительно вопросами, кто и как принимает экзамены. 

- А как в Европе решаются вопросы техосмотра?

- Вы видели наш законопроект? Он такой огромный, что элементарно тяжело прочитать. Ну вот зачем так много сложностей? В директиве ЕС есть фраза, что технический контроль должен быть относительно недорогим и простым. На практике это выглядит следующим образом.

Вы заезжаете на любую СТО сменить, к примеру, тормозную жидкость. Вспоминаете, что подходит срок техосмотра, и говорите об этом работнику. Идете гулять или пить кофе, возвращаетесь, а все измерения параметров уже сделаны, в реестр внесены данные о том, что ваше средство соответствует нормам безопасности.

- Ну, в Европе тоже, наверное, можно договориться, приплатить, чтобы ничего не меряли, а просто внесли в базу?

- Зачем, если на законную процедуру я потрачу каких-то полчаса, попивая кофе с круассанами? Такие мысли просто не возникают.

А вот когда со стороны государства начинают нагромождать регулятивные моменты, открываются возможности для коррупции.

90% водителей не знают суммы штрафов

- Какие еще новшества могут нас ждать? 

- Думаю, что в ближайшее время пройдет первое чтение законопроекта, который позволяет гражданам фиксировать через специальное приложение на смартфоне нарушения других водителей, и документ примут в этом году. 

Этот проект уже работает в тестовом режиме. В полицию поступают данные из мобильного приложения, и она на них реагирует. 

- Слышали, штрафы для водителей опять хотят повысить?

- О штрафах постоянно говорят и считают, что это панацея. Но само повышение без системного контроля, которого у нас нет, ничего не решает.

Какие сейчас действуют штрафы, знают только водители, которые их платили. А львиная доля автомобилистов, думаю, даже больше 90%, вообще не в курсе цифр. Зато они знают, что вероятность встретить полицейского на дороге очень мала. Полицейские ездят на автомобилях со включенным маячком. И эти маячки хорошо видны, особенно в темное время. Ничего не мигает – можно разворачиваться, где нельзя.

- От законопослушных водителей приходилось слышать, что «гаишники в кустах» были довольно эффективной мерой против безобразников.

- Однозначно ответить сложно. Все опять упирается в коррупцию. Человеческий фактор имеет огромное значение. Так было раньше и сейчас тоже. Поверьте, очень много служебных подлогов, когда водителей безосновательно обвиняют в том, что сели за руль в состоянии опьянения. 

И в законе, и в подзаконных актах прописан порядок осмотра, но он полностью игнорируется полицией. То ли по незнанию, то ли специально. Сделать трезвого водителя пьяницей сейчас не составляет труда.

- Опять безвыходное положение? 

- Никого безвыходного положения нет. Есть бездействие. Шаг первый – это заставить полицию неуклонно соблюдать нормы закона. И когда к ответственности будут привлекать только реально виноватых, можно двигаться дальше. 

Парковки: места не хватит для всех

- В прошлом году неприятным сюрпризом для киевлян стала система платных парковок на обычных дорогах. Люди до сих пор возмущаются, почему на одной стороне улицы можно просто так ставить авто, а на другой нельзя. Возле дома требуют деньги, а за углом – нет. С точки зрения дорожного движения это правильная политика?

- Тоже вопрос, на который сложно ответить. Возможности по парковке в большом городе всегда ограничены. Не только у нас, но в любой европейской стране, особенно в столицах. На всех мест никогда не хватит. Потому что уровень автомобилизации за последние 15 лет во много раз опережает развитие дорожной инфраструктуры даже в самых процветающих государствах. 

Где-то лучше решают эту проблему, где-то никак. В Украине, я считаю, ее решают так, что это можно расценить как никак. 

- Знаем, что у вас был личный неприятный опыт с этими парковками: супруге прислали штраф за стоянку чужого автомобиля.

- А это вопрос к тому, каким образом у нас работают государственные реестры – реестр владельцев транспортных средств, Национальная информационная система. В свое время она была создана в департаменте ГАИ, а в ходе реформ передана в Главный сервисный центр.

- Вы решили свою ситуацию? Наверняка в такой же могут оказаться и другие люди. Что им посоветуете?

- Я сделал запросы, и ошибку уже исправили. Но вопрос о том, как она возникла, остается открытым. Скорее всего, это тоже человеческий фактор. От него действительно могут пострадать непричастные к нарушениям люди.

У нас любой вопрос, который хотят решить, делают ужасно зарегулированным. Взять хотя бы подготовку водителей. Процедура забюрократизирована до такой степени, что без коррупции никак не обойтись

Держателем реестра является Министерство внутренних дел. Поэтому запрос нужно отправлять туда или в Главный сервисный центр при МВД, который непосредственно работает с реестром.