«Святого Николая люблю. А день его памяти - нет. А все из-за той дури и нездоровой истерии, которая массово сопровождает у нас этот праздник», - говорит отец Андрей.
О чем речь? О кавалькадах официальных лиц, высоких гостей, спонсоров и меценатов, для которых признаком хорошего тона стало посещение интернатов и детских домов «на Николая». Затрат немного, хлопот - никаких, погладили по головам, поулыбались в объектив, потом фото - в соцсети, мысленная «медаль» на грудь за доброту и милосердие и галочка в копилку хороших дел уходящего года. Они уезжают, не заметив, как «тулились» к нарядным тетям малыши и как насмешливо смотрели старшие дети, привыкшие за годы интернатства к делегациям, подаркам и дежурным речам. И эта привычка, по словам священника, развивает потребительство, неумение доверять, верить, дружить и любить.
А он отец тринадцати детей, десять из которых - приемные, имеет педагогическое образование, вместе с другими приемными родителями организовал фонд «Помогаем», который помогал детям-сиротам находить семьи. Поэтому отлично знает, что происходит «за кулисами» и к чему приводит псевдодобро, которое не оказывают, а причиняют не только официальные делегации, но и обычные люди, искренне желающие порадовать незнакомого ребенка-сироту в праздник.
Как вернуть Николаю День святого Николая, превратившийся в еще один Новый год с безудержным дарением подарков, как не навредить, делая добро - священник Андрей Пинчук рассказал для читателей «КП в Украине».
Греческий святой, невероятно почитаемый в разных странах, был абсолютно безотказным и старался помогать любому человеку, попавшему в беду, оказываясь в нужное время в нужном месте. Обыденное древнее сознание было поражено тем, что Николай всегда был там, где хуже всего, где максимальная острота боли, где люди в шаге от бездны. И смысл праздника в поддержке тех, кто находится на грани.
День святого Николая отмечается перед Рождеством, и в западной традиции он со временем превратился в Санта Клауса. Кстати, добрые дела святой делал тайно, и подарки, незаметно подложенные под подушку детям, - дань той традиции.
В библейской традиции - заботиться о сиротах и защищать их. Но изменилась парадигма жизни сирот, изменились цели и задачи этой помощи. А мы помогаем им так, будто живем не в XXI веке, а в XIX. И нам почему-то кажется, что они не едят конфет и ходят в рубище.
Однажды, когда у нас в семье дети были совсем маленькими, мне позвонил один состоятельный человек и предложил передать детям какие-то вещи. И вот я приезжаю, и он дает мне всякое страшное старье, какие-то пальто, выпущенные во времена древних генсеков. А увидев мое выражение лица, говорит: «А если вам не понадобится, может, сельским детям пригодится». То есть и о сиротах, и о детях в селе у него такое мнение, что им нечего надеть и что они будут счастливы получить пальто, которому триста лет в обед. Но жизнь меняется - и потребности меняются, в том числе и у этих детей.
Ребенку для счастливой жизни нужно не пальто, а навыки, образование, какие-то курсы, возможность подготовиться к тому, чтобы стать востребованным на рынке труда. То есть у них уже закрыты базовые потребности, и потому у благотворительности смещается акцент.
Благотворительность приводит к позитивным результатам, когда она системная. Когда она нацелена на то, чтобы помочь и довести эту помощь до какого-то конечного результата. А вот эти подарки «на Николая» - это разовое подаяние. И если хочется подать - есть бездомные на вокзалах, бабушки в переходах, им от этого точно хуже не будет. Есть психоневрологические интернаты для взрослых, дома престарелых - там тоже можно это делать.
Главная заповедь любого благотворителя - «Не навреди». Ты должен так делать доброе дело, чтобы оно учило самостоятельности, было результативным, давало возможность ребенку получить не рыбу, а удочку.
Ребенок, который выходит из интерната или детского дома, считает, что ему все должны, он так привык. Приходили добрые дяди и тети, что-то приносили, что-то решали, а потом оказывается, что в жизни надо самому чего-то добиваться и за что-то бороться. «Как так? Мне говорили, что это бесплатно, а это положено, я же - СИРОТА!», он требует того же отношения, в котором его воспитывали десяток лет. И ему все должны - общество, соседи по дому, все. Начинается коллапс сознания, который часто приводит к трагедии. По разным оценкам, больше половины бывших воспитанников интернатов оказываются на скамье подсудимых, и это в том числе результат воспитания потребительства.
К сожалению, День святого Николая стал апогеем этого воспитания. И наша благотворительность, приуроченная к празднику, - она страшная, потому что учит детей быть потребителями и быть безответственными. А они прекрасно понимают безответственность этих приехавших дядь и теть с конфетами, которые решили, что вот так просто и быстро делаются добрые дела.
Любой подарок, любой праздник должны учить отношениям. А о каких отношениях можно говорить, если это все только на один раз?
Приносить единожды подарки в детский дом незнакомым детям неправильно, подарок должен быть персональным, адресным. И базироваться на постоянных отношениях дарящего и ребенка. Но многие люди после такой персонализации вообще прекращают помогать, потому что она подразумевает ответственность. Вот и получается, что взрослые несут эти игрушки и сладости в День святого Николая неизвестным детям, потому что им удобно быть добрыми и безответственными.
Нельзя ехать в детский дом с «одноразовой» праздничной акцией. Вы дарите надежду, а потом исчезаете вместе с ней. И в сегодняшних условиях это ничего хорошего не дает детям, а только все больше и больше делает их потребителями. Потому что для детей важны их взаимоотношения со значимыми для них взрослыми. А вот эти одноразовые приезды-отъезды часто вырастают из того, что я весь год был скотиной, а тут на два дня в конце декабря стану милым пушистым Чебурашкой - развезу подарки сиротам. И это приводит к тому, что благотворительность приобретает совсем не те формы и результаты, противоположные ожидаемым.
Есть множество благотворительных и общественных организаций, которые занимаются этим профессионально долгие годы. Там понимают, что нужно детям, как максимально эффективно оказать эту помощь. И если вы можете помочь только деньгами, правильно обратиться к ним. Ваше пожертвование вместе с чьими-то еще станет ценным даром, который изменит чью-то жизнь.
Хотите чего-то особого и долгого? Станьте для ребенка из детского дома наставником. Это государственная программа, в рамках которой и взрослых, и детей из детского дома готовят к добрым и стабильным отношениям. Им объясняют открыто и прямо, что это не усыновление, не опека, это другие отношения, и речь о взятии в семью не идет.
Кто такой наставник? Это друг, но не на раз, а на много лет. Он будет с ребенком, пока он учится и живет в детском доме, будет поддерживать при поступлении в учебное заведение и так дальше. Здесь же не в деньгах дело, а в участии, заботе, в осознании ребенка, что он не один в этом мире, что есть кто-то, с кем можно поговорить, кто о нем думает, переживает и молится.
Высшей ценностью является семья, и ее надо сохранять, чтобы ребенок не попал в интернат, потому что хороший интернат хуже плохой семьи. А в Украине бывали случаи, когда сотрудники таких интернатных учреждений, в которых недоставало воспитанников, ездили в «промотуры» по селам, рассказывая родителям, как классно у них в интернате, как дети будут хорошо питаться и жить. Но есть одна простая формула: два месяца жизни в интернате - и ребенок нуждается в двухлетней реабилитации после этой «хорошей» жизни.
Поэтому можно просто оглянуться вокруг. Где-то рядом обязательно есть кто-то, кто не справляется, кому тяжело. Семья, которая, если ей не помочь, вполне может потерять своих детей, и они окажутся в приюте. Поддержите их, помогите тем, что больше всего им нужно и что вам по карману. Есть семьи, затянутые в такой круг нищеты, из которого вырваться просто невозможно. И, помогая им, вы даете детям в этих семьях надежду и крылья.
Иногда такая помощь соседям рядом с нами очень важна, потому что она может оборвать возможность попадания детей в интернат. Иногда даже самой маме, чтобы удержаться, не скатиться и продолжать бороться, достаточно знать, что о ней кто-то думает и кто-то ее понимает.
Можно, конечно, пойти в соцслужбы и поинтересоваться семьями, которым нужна помощь, но на самом деле они всегда рядом с нами. Мы просто не привыкли обращать на них внимание.