Цей матеріал також доступний українською
Зимний сезон – это всегда испытание автомобиля на прочность. Погода противнее, дороги сложнее, расход топлива больше. Поэтому держите чек-лист, который поможет проверить, насколько готова ваша «ласточка» к таким испытаниям. Мы выбрали 6 ключевых критериев для того, чтобы избежать неприятных сюрпризов на зимних дорогах.
Об этом знает каждый, но не каждый успевает своевременно сделать. Автопроизводители единодушно советуют, как только температура начнет опускаться ниже +5-7 градусов, поменять летние шины на зимние. При пониженных температурах летняя «резина» дубеет и теряет свои свойства. Следовательно, увеличивается тормозной путь и растет вероятность ДТП. Тем более, что тормозить, возможно, придется на мокром асфальте, среди каши из талого снега или размокших опавших листьев. Всесезонные шины – к сожалению, не наш вариант. Они подходят для местностей, где зимние температуры не опускаются ниже -5. Украина увы – еще не Средиземноморье.
Ни в коем случае не слушайте горе-спецов, утверждающих, что достаточно поменять шины только на приводных колесах. Это вредоносная экономия. Во-первых, есть большие шансы уничтожить летние колеса за один сезон – они просто растрескаются на морозе. Во-вторых, это опасно: возрастает риск, что вас занесет даже на простом участке трассы или вы намертво забуксуете в ледовой колее. Поменяв «резину», обязательно следует сделать ей «обкатку» – проедьтесь 100-200 км по нормальной дороге без экстремальных нагрузок. Машина привыкнет к новой обувке, а с поверхности шин сотрется смазка или защитное покрытие, в дальнейшем сцепление с дорогой будет лучше. Ну и, уже в процессе эксплуатации накачивайте зимние шины чуть сильнее (на 0,2 атмосферы), чем летом. Ведь во время холодов воздух внутри покрышек сжимается и давление падает.
Особенно чувствительны к перепадам температур дизельные двигатели. Это объясняется химическим составом ДТ, в котором много парафиновых элементов. При минусовых температурах они загустевают, поэтому могут забивать насосы, фильтры, патрубки топливной системы. Чтобы предотвратить это, на НПЗ добавляют к зимним сортам дизтоплива специальные компоненты, которые предотвращают его парафинизацию: в таком случае обычный зимний дизель не замерзает до -20°С, а арктические марки – даже после -32°С. Именно поэтому в холодное время категорически не рекомендуется заправляться на «бочках» и NoName-заправках. Если там зальют самопальное, некондиционное ДТ, топливную систему не спасешь. И не стоит особо уповать на антигели.
В добросовестных АЗС-сетях зимнее топливо не только маркируется на стелах, но и подтверждается паспортами качества. А у самых продвинутых из них вы сможете приобрести не только ДТ зимних сортов, но такой же бензин и сжиженный газ. К примеру, в сети ОККО уже с середины ноября на всех заправках продается топливо зимних конфигураций. Как объяснили в центре контроля качества компании, зимние виды бензина обладают способностью быстрее испаряться, благодаря чему двигатель в холодное время заведется легче и не будет кашлять. Более высокий показатель испаряемости характерен и для зимнего сжиженного газа. Это в свою очередь зависит от соотношения в газовой смеси пропана и бутана. В зимних сортах должен преобладать пропан, в летних – наоборот. Иначе двигателю не хватит давления в топливной системе. Особенно это будет заметно при больших нагрузках: непрогретый двигатель, высокие обороты, полный салон пассажиров.
Под воздействием морозов застывать может не только ДТ, но и другие жидкие субстанции, обеспечивающие работу авто. В первую очередь речь идет о работе стеклоомывателей. Казалось бы мелочь, но зимой, когда видимость и без того низкая, а лобовое стекло обладает свойством загрязняться быстрее, это немаловажный элемент безопасности. Поэтому обязательно обратите внимание на температуру замерзания омывателя. Летний не подойдет никак. Вы ведь не хотите, чтобы в самый неожиданный момент перестали видеть дорогу.
Кроме того, специалисты автосервисов советуют примерно раз в 2-3 года, лучше всего – как раз накануне зимы, менять тормозную жидкость. Она способна накапливать влагу, что может привести к разрушению металлических и резиновых деталей топливной системы, но что еще хуже – к ослаблению функции тормозов. А это уже аварийная ситуация на ровном месте. Приблизительно то же касается и антифриза. И он со временем аккумулирует влагу, а это может привести к тому, что в один прекрасный день охладитель начнет загустевать. В магазинах автохимии есть специальные тестеры, которые помогут определить состояние антифриза. Хотя многие делают это на глаз. Здесь подход такой: изменение цвета еще не означает, что антифриз выдохся, но если в жидкости заметна ржавчина, осадок, хлопья – меняйте немедленно.
Автомобиль, как и человек, хочет перезимовать в теплом, сухом месте. Поэтому гараж или закрытый паркинг – идеальный вариант. Вам не только не придется периодически откапывать автомобиль из-под снега, вы еще и защитите его от негативного воздействия температурных перепадов. В последнее время украинские зимы больше сырые и пронзительные, чем морозные, а в таких условиях в наступление идет серьезный враг – влага. Так что, если вашему авто все же приходится зимовать на улице, соблюдайте несколько правил.
Ни в коем случае не накрывайте его чехлом или брезентом. В такой «перчатке» влага накапливается с двойной силой и делает свое ржавое дело. Периодически обрабатывайте все доступные прорезиненные места раствором на основе силикона – тогда вам не придется с утра отрывать уплотнители от дверцы с мясом. Топливный бак желательно держать всегда полным или близко к этому. Дело в том, что если в баке остаются воздушные полости, там образуется конденсат. Один день – это, конечно, несколько капель, но через пару недель накопится достаточно много влаги, которая будет ускорять коррозию деталей. А может даже закупорить топливный насос.
Аккумулятор – еще одна проблемная зона авто в зимнее время. Поэтому сделайте ему диагностику заранее. Осмотрите на предмет трещин, очистите и смажьте клеммы, проверьте уровень жидкости, заряда и плотность электролита. В зависимости от выводов аккумулятор можно дозарядить на СТО или приобрести новый. Решили, что старый еще послужит – по крайней мере, запаситесь комплектом «прикуривателей». Вы ведь помните из уроков физики: при низких температурах любая батарейка разряжается быстрее. Если же на протяжении зимы вы намерены поставить машину «на якорь» и долгое время ею не пользоваться, то аккумулятор вообще лучше вынуть и занести домой.
И, наконец, чтобы любую неожиданность на зимних дорогах встретить во всеоружии, держите в багажнике определенный запас вещей и инструментов на случай чрезвычайной ситуации. Лучше, чтобы ЧС у вас не случались, но все же лишними не будут: лопата, трос, щетка и скребок для очистки стекла, размораживатель замков, комплект проводов для запуска двигателя, цепи против скольжения, канистра, мощный фонарь, теплая куртка или плед, рукавицы.