"Поколение Альфа стоит перед вызовами, которых не было у его предшественников.
Под поколением "альфа" подразумеваются люди, родившиеся с 2010 по примерно 2025 год. Самые старшие его представители сейчас только ходят в школу, а самые младшие еще не родились. «Пока они еще дети, но уже в скором времени будут формировать общество так же, как сейчас делают это их уверенные в себе предшественники», - пишет немецкое издание Die Welt.
Как поясняет исследователь молодежи Симон Шнетцер в своей работе "Молодые немцы", главная угроза состоит в зависимости «альф» от всеобщей цифровизации. Их родители - в основном миллениалы, родившиеся в период с начала восьмидесятых до конца девяностых, были первыми "цифровыми аборигенами". А привязанность их детей-«альф» к цифровым технологиям катастрофически усилилась и влияет на их повседневную жизнь и на то, как они растут.
"Даже в младенческом и младшем детском возрасте они контактируют со смартфонами, планшетами и программами распознавания речи. Многие из них могут интуитивно водить пальцем по экрану еще до того, как научатся говорить, копируя поведение членов семей. Они знают, что Alexa и Siri могут сыграть их любимую детскую песенку по первой просьбе. А мультфильм можно посмотреть в любое время и в любом месте с помощью стриминговых сервисов. "Альфы" растут в мире, который в детстве миллениалов казался научной фантастикой", - говорит Симон Шнетцер.
Исследователь считает, что именно привязанность к цифровым технологиям станет главной трудностью в общении с поколением «Альфа». "Это поколение растет в иных условиях, чем любое до него. "Альфы" гипергибкие и с трудом переносят временные ограничения и привязку к определенному месту, например, к детскому саду или школе", - поясняет ученый.
Поэтому задача педагогов и школ - помочь "альфам" утвердиться в этом новом мире. Шнетцер считает, что в дополнение к урокам истории им были бы полезны такие предметы, как программирование и безопасное использование социальных сетей. Последнее особенно важно, поскольку многие "альфы" уже имеют огромный цифровой след, еще даже не научившись ходить.
Первое фото растущего маминого живота, видео первого невнятно произнесенного слова, то, как они развиваются с самого первого дня, записывается, сохраняется и распространяется в социальных сетях гордых родителей. Если не повезет, то можно оказаться и ребенком блогеров и через несколько лет иметь возможность посмотреть на YouTube процесс своего собственного рождения. «У детей это может вызвать довольно неловкие чувства", - пишет издание Die Welt.
Помимо технического прогресса, сильное влияние на поколение «Альфа» окажет и изменение климата. Их жизнь будет затронута его последствиями уже в раннем возрасте. «Основным вопросом для поколения «Альфа» будет вопрос о том, как на окружающую среду влияет их собственное поведение и как это противоречит в будничной жизни ожиданиям благосостояния», - говорит Симон Шнетцер. Поэтому исследователь предполагает, что среди "альф" осознанное отношение к окружающей среде и климату будет так же ярко выражено, как у их предшественников-активистов из поколения Z.
А чтобы лучше оценить социальное поведение "альф", исследования поколений сегодня по-прежнему сосредоточены в основном на их родителях-миллениалах. Как они обращаются со своими детьми, как те растут? Миллениалов считают дезориентированными, но в то же время нацеленными на достижения и гиперперфекционистами. Это приводит, например, к тому, что они слишком опекают своих детей и не дают им делать то, что они могли бы сделать сами, показало исследование частного «Института исследования поколений».
И это становится проблемой. Как говорит руководитель исследования, психолог Рюдигер Маас, «дети чрезмерно опекающих их родителей не только менее счастливы, им также труднее справляться с межличностным взаимодействием в соответствии с их возрастом - например, заводить друзей или вступать в контакт с незнакомыми детьми».
Проблему также может представлять самостоятельное решение конфликтов, выражение собственного мнения и использование воображения в играх со сверстниками. В рамках исследования это уже можно было сказать о 56% детей в возрасте от четырех до пяти лет - они не демонстрировали игровое поведение, соответствующее возрасту. Ситуация ненамного лучше для детей возрасте 2-3 и 6-7 лет.
Вывод «Института исследования поколений»: "альфы" не только менее счастливы, чем дети до них, но имеют и более выраженные особенности социального поведения.