21 ноября
Загрузить еще

Откровения школьного психолога: Плачу, потому что не знаю, как помочь детям

Откровения школьного психолога: Плачу, потому что не знаю, как помочь детям
Фото: Depositphotos

Тема школьных психологов очень неоднозначна и спорна. В то время как сами психологи рассказывали о пользе и необходимости такого специалиста, родители учеников и учителя недоумевали, зачем вообще нужна эта штатная единица?

Мы обратились к психологам, которые уже не работают в школах и могут рассказать из собственного прошлого опыта, как это - работать в школе.

Психолог - не авторитет динозаврам

Ольга Саутова работала в школе психологом год. Называет опыт бесценным и считает, что ни одна частная консультация не может так прокачать умения, как школа.

Не могли приять новенькую учителя старой закалки. Они не видели в молодой девушке авторитета и на все рекомендации относительно работы с детьми закатывали глаза.

- Был случай, когда ребенок в первом классе вдруг начал мочиться во время уроков, хотя такого раньше не было, - рассказывает специалист. - Мы провели ряд мероприятий с малышом, я побывала на уроке. Пришла к выводу, что причина проблемы - в учителе. Но принять это она не смогла, спорила со мной, хваталась за сердце. К счастью, мы в итоге смогли прийти к общему знаменателю, но было сложно убедить педагога, что я не враг. А ведь учитель младших классов имеет очень большое значение в жизни ребенка. Как она относится к нему, так будут относиться все дети.

Сложнее, чем с учителями-динозаврами, было работать с родителями школьников. Очень часто они интерпретируют сказанную психологом информацию по-своему, и от этого возникали недоразумения и даже конфликты.

За попытку суицида спросили с психолога

Не нравилась Ольге в работе постоянная писанина - заполнение бесконечного количества журналов. Еще, пожалуй, участие в школьных мероприятиях - выступление перед учителями и родителями, на собраниях и педсоветах. Эти обязанности забирали драгоценное время, которое психолог могла провести в работе с детьми.

Ольга подчеркивает, что присутствие специалиста в школе очень важно из-за возможности наблюдать за детьми в разной обстановке и делать выводы не только из рассказов родителей и самого ребенка, которого при частной консультации видишь первый раз, но и из увиденного лично. Психолог видит, какое место в коллективе занимает ребенок, как взаимодействует с одноклассниками и учителем. Это дает возможность выявить причину проблемы намного быстрее и качественнее ее решить.

Несмотря на то что свою работу Ольга очень любила, везде успеть у нее не получалось. Школа, в которой она работала, насчитывала 1300 учеников, и на такое количество предусмотрено 2,5 ставки психолога.

- Самое страшное - если в школе случается ЧП, - вздыхает Ольга. - Например, как-то старшеклассница наглоталась таблеток. Ее, к счастью, откачали, но первая, с кого спросили,  была я. Почему не знала, что у ребенка проблемы? Почему вовремя не провела нужную профилактическую работу? А я даже ни разу не была в том классе, где училась девочка, потому что класс был не переходным и не выпускным, до него просто очередь не дошла. Был случай, когда подрались два ученика - снова вопрос ко мне: почему не знала, что есть конфликт в классе, и не предотвратила его? Начинаются разбирательства, в которых участвуют дети, педагоги, родители, психолог. Ответственность колоссальная. 

Уволилась Ольга из школы по банальной причине - поняла, что сможет в частном порядке заработать денег больше.

Не знала, как работать с инклюзивными детьми

Светлана Алексеевна работала психологом в школе небольшого города. Что интересно, эту работу женщина совмещала с… учительством. Шесть уроков в день Светлана трудилась учителем украинского языка, остальное время консультировала как школьный психолог.

- В нашем городе не найдешь школу, в которой психологом работает человек со специальным образованием. В школе соседнего района психолог - учитель младших классов. Это нормальная практика, потому что психологи без рвения идут на эту работу - платят мало. Две ставки меня радовали, разбирать проблемы детей получалось не перенапрягаясь. Но при условии, если в процесс не влезали родители. Общаешься с ребенком - все более-менее понятно, а на следующий день залетает в кабинет мама и, угрожая увольнением, тюрьмой и прославлением на весь интернет, заявляет, что я не имела права задавать ее Ванечке вопросы о том, какие у них отношения в семье. Но ведь вы подписали согласие на индивидуальную работу с ребенком, и я не просто так задаю ему вопросы, а потому, что это необходимо, - рассказывает Светлана Алексеевна.

Но и с родителями можно было договориться. По-настоящему сложно стало после того, как в школу начали приходить инклюзивные дети.

Обучение работе с особенными детьми Светлана не прошла, и когда случились первые трудности, поняла, что просто «не потянет» такую ответственность.

- Передо мной сидит инклюзивный мальчик, плачет. А вместе с ним плачу я - потому что не знаю, как помочь, обычные методы не работают, - вздыхает Светлана. - К этим детям нужен правильный подход качественно обученным специалистом. А что я? Почитала книжки, посмотрела видео в интернете - и все. После этой истории я уволилась с должности психолога. Продолжаю преподавать в школе украинский язык. После меня пришла девочка без опыта, только после института, но долго не продержалась. Сейчас работает другая, тоже молодая.

Общаешься с ребенком - все более-менее понятно, а на следующий день залетает в кабинет мама и, угрожая увольнением, тюрьмой и прославлением на весь интернет, заявляет, что я не имела права задавать ее Ванечке вопросы о том, какие у них отношения в семье.

Светлана жалеет, что не прошла нужное обучение, но понимает, что работать с детьми - огромная ответственность. У практикующего психолога должна быть возможность постоянно обучаться, и в этом должна быть заинтересована администрация школы вплоть до того, чтобы оплачивать работнику семинары и курсы повышения квалификации.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Мы традиционно спросили у мам, нужны ли, по их мнению, психологи в школах.

Анна, мама второклассника Саши:

- В школе моего сына есть психолог, но я бы ей не доверила своего ребенка. Она молодая, первый год практики. Лучше заплачу деньги и отведу к частному при необходимости.

Мария, мама десятиклассника Романа:

- В свое время школьный психолог очень помогла: она обратила наше внимание на возможную проблему в поведении сына. Сделала это, «прочитав» его рисунок. Было неприятно слышать то, что она сказала, но попала психолог в самую точку. Буквально через пару недель после разговора проблема всплыла, и мы вернулись к психологу уже решать ее, а не предупреждать.

Наталья, мама пятиклассника Никиты:

- Мой ребенок был у психолога из-за поведения, и не раз. Я тоже присутствовала при встречах. Вроде поговорит с ним и становится тише, но потом снова начинает всех доставать. Психолог говорит, что это метод привлечь внимание, а мне кажется, что характер у него такой - бывают же люди с ужасным характером.

Ангелина, студентка первого курса:

- У нас в школе была очень классная психолог. Как-то классе в десятом я поссорилась с парнем, шла по школе заплаканная. Ирина Александровна меня увидела, отвела в кабинет, предложила чай. Я все рассказала, мы поговорили. Я даже с мамой не говорила так, как с ней. Потом еще часто заходила просто поговорить. Вроде ничего не делает, а на душе легче.

ЦИФРА

13% детей в период локдауна испытали психоэмоциональные расстройства.

ЦЕНА ВОПРОСА

  • 6-12 тысяч гривен в месяц составляет зарплата школьного психолога согласно сайту вакансий,
  • 500-700 гривен в час стоит часовая консультация психолога в частном кабинете. Стоимость зависит от квалификации психолога и сложности случая, с которым к нему обратились.