17-летний Илья Наливайко из Каменца-Подольского занял первое место на конкурсе Евросоюза European Union Contest for Young Scientists для молодых ученых от 14 до 20 лет. На интеллектуальных состязаниях, проходивших в Университете Саламанки в Испании, свои проекты представили 158 юных ученых из 34 стран.
Украина впервые стала победителем, а Илья получил 7000 евро и возможность побывать в лучших научных лабораториях Европы.
Только сразу не пугайтесь. Потому что математическая работа, принесшая Илье Наливайко победу, называется очень сложно: «Свойства возможных контрпродуктов гипотезы Сеймура о второй окрестности». И объяснять суть мы даже не станем пытаться.
объясняет «КП в Украине» Илья.
Граф - это абстракция, которой можно описать набор любых объектов, имеющих связи друг с другом. Сами объекты - это вершины графа. Связи между ними - ребра графа. Математическая теория графов изучает их свойства, разновидности, алгоритмы, применимые к ним.
Есть такая знаменитая загадка, которую считают истоком теории графов. В городе Кенигсберге есть остров. Река, окружающая его, делится на два рукава, которые пересекают семь мостов. Вопрос: можно ли совершить по ним прогулку так, чтобы пройти по каждому из них, но только по одному разу.
Теперь немножко понятно?
- Илья, твоя работа получила наивысшую оценку жюри. Почему?
- Несмотря на широкое применение, в этой сфере есть множество нерешенных проблем. Пока теорию графов нельзя ни доказать, ни опровергнуть, хотя ученые со всего мира пытаются это сделать не один десяток лет.
Один из способов доказательства - найти контрпримеры. Если контрпример может существовать – значит, гипотеза ложна. Я изучал свойства контрпримеров и в своем исследовании существенно продвинулся в сторону доказательства теории графов. И это высоко оценило жюри.
Особенно мое исследование понравилось математикам. Они искренне восхищались тем, что мы сделали, и говорили, что это - очень круто!
- Сколько времени это заняло?
- Основная часть материалов была подготовлена летом. В целом на конкурсную работу ушло около года. А тему мы начали разрабатывать, когда я учился в 10-м классе.
- Как ты воспринял победу?
- Основные призы достались первым трем местам. Сперва объявили третье (своей фамилии я не услышал), после - второе (снова не я, начали появляться сомнения в победе), затем объявили первое место. Когда назвали мое имя, меня накрыла буря эмоций! На это я не рассчитывал. Было неожиданно и приятно, что жюри увидело потенциал во мне, в моем проекте, в тех 10 страницах.
Я проделал большую работу, над которой сидел не одну ночь, не один месяц. С научным руководителем мы начали заниматься проектом около 2 лет назад. Не все складывалось гладко. Сначала были попытки, в том числе неудачные, когда не спишь ночами, доказываешь, доказываешь, а через время понимаешь, что допустил ошибку.
До этой победы я занял 3-е место во всеукраинской олимпиаде. Весной продолжал разрабатывать тему, но под другим углом. Занял 1-е место в Малой академии наук. Так у меня появилась возможность представить свой проект на конкурсе Евросоюза: в нем могут участвовать только «первые места».
- Когда ты увлекся математикой?
- Сколько себя помню, столько занимался математикой и всегда ее любил. Иначе и быть не могло: мои родители с математикой на «ты», оба окончили физмат. С 5-го класса я начал заниматься более усиленно, участвовал в олимпиадах.
- Родители заставляли тебя учиться?
- Нет. Ни разу! Со стороны родителей не было давления. Только поддержка и понимание. Инициатива всегда исходила от меня.
Бывало, когда я занимался до глубокой ночи, а потом уставший приходил на кухню. Мама заваривала мне чай, кормила, делала все, чтобы я чувствовал себя комфортно. Приятно, что близкие люди поддерживали меня во всех начинаниях. Даже когда я боялся.
Как-то в 5-6-м классе, когда я должен был участвовать в своей первой олимпиаде, мне стало страшно. Помню, мы ехали с мамой в машине, а я говорил, что никуда не пойду. Мама тогда мне сказала: надо попробовать.
Во многих моментах, когда я боялся, мама говорила: «Попробуй! Если будет плохо, больше не будешь этим заниматься». Сейчас я ей очень благодарен. Если бы в критические моменты, когда боялся браться за что-то новое, родители меня не поддерживали, возможно, я бы не достиг таких результатов.
Илья с родителями - Родители парня с математикой на «ты», оба окончили физмат. Фото: из архива Ильи Наливайко
- У тебя есть свой рецепт успеха?
- Первое - любить то, что ты делаешь. Если ты не горишь тем, чем занимаешься, если делаешь свою работу из-под палки, преуспеть в своем занятии очень тяжело.
Второе - не отчаиваться. Важно верить в себя, несмотря ни на что! Да, эта фраза заезжена, но в ней кроется огромный потенциал. Главное - не опускать рук. Верить - то, что ты делаешь - не зря. Ведь можно подойти близко к успеху, но в ответственный момент опустить руки.
- Бывало, что ты сомневался в своем успехе?
- Конечно! В 8-м классе на всеукраинской олимпиаде я занял призовое место. После победы почувствовал, что математика мне дается легко - расслабился, стал меньше заниматься. В итоге, когда в 9-м классе попал на областную олимпиаду, рассчитывая, что все будет просто, то уже не смог стать первым. Проблема не в том, что не выиграл, а в том, что после этого я разочаровался в самом себе.
Через время осознал свои ошибки и понял, что для хороших результатов нужно много работать. Эта понимание дало мне мощный рывок.
- На что потратишь призовые 7000 евро?
- Еще не знаю. На что потратить - всегда найдется. А пока пусть полежат.
- Где ты хотел бы жить после окончания института - в Украине или за границей?
- В ближайшее время планирую жить в Украине. В будущем - посмотрим. Возможностей за границей больше, но… Все зависит от перспектив. Если поступят предложения, триста раз подумаю, прежде чем приму какое-либо решение. Но пока рассматривать нечего.
- Расскажи о планах на будущее.
- В этом году я поступил в Киевский политехнический институт, начал изучать программирование. Мне это интересно, хочу этому научиться. В программировании важно логическое мышление, которое хорошо прокачивает математика. Но пока я не определился, чем конкретно хочу заниматься.
- А как же математика?
- Я не оставляю науку. Чистая математика имеет очень узкую сферу применения, но ее можно объединить с программированием. Ничего не мешает изучать программирование и параллельно продвигать науку дальше. Но заниматься чистой математикой всю жизнь до преклонного возраста… Боюсь, что в какой-то момент может уже не быть той искры и желания, которые есть сейчас. А без этого она не будет приносить удовлетворение.
Пока я отдыхаю после конкурса и стараюсь влиться в учебу в институте, а после вернусь к своему проекту и постараюсь продвинуться в своих доказательствах теории графов еще дальше.