В четверг поезд с токсичным грузом выехал из Львовской области в Казахстан
«Фосфорическое шоу» по-украински, сверкавшее салютом политических разборок, началось в понедельник, 16 июля. В 16.50 состав с 58 вагонами, следовавший из Казахстана в Польшу, пошел под откос.
Авария произошла на 12-м километре перегона Ожидов - Красное (в 60 км от Львова). Пожарные добрались до места катастрофы только через три часа. В зону поражения токсичными парами (около 90 квадратных километров) попали 14 населенных пунктов, в которых проживает около 11 тысяч человек.
В этот же день вице-премьер-министр Александр Кузьмук заявил: «Эта катастрофа могла стать вторым Чернобылем!» К счастью, не стала…
Тушили неправильно
К сожалению, с первого дня и сама авария, и судьба людей для украинских политиков отошли на второй план. У них появилось новое «поле брани», на котором государственные мужи рубили друг друга, забыв обо всем на свете. Специалисты-химики кричали со страниц газет и телеканалов: «Фосфор нельзя тушить пеной - пары становятся еще ядовитей!» Но кому из наших чиновников важно знать мнение специалистов - они сами себе «знатоки».
С первых часов трагедии стало ясно - Украина не имеет достаточно средств и специалистов для решения подобных проблем. Только вот непонятно - почему государство открывает железнодорожный коридор для перевозки опасных грузов из-за границы?
В результате почти пять дней ушло на тушение фосфора - лишь в пятницу начали поднимать поврежденные цистерны.
4 дня без воды
Местные власти и госчиновники уверяли, что ситуация под контролем. Однако оказалось, что в эпицентре аварии - еще около ста местных жителей, которые за четыре дня так и не дождались обещанных медикаментов и воды (пить из колодцев люди боялись). И только после выступления на телевидении и на страницах «КП» главы Ожидовского сельсовета Александры Шах ситуация пошла на поправку.
- Сейчас у меня такое огромное количество медикаментов, что хоть аптеку открывай! - сообщила Александра Шах «Комсомолке» через день после своего выступления в СМИ.
Тогда зашевелились и политики. Первым свою помощь предложил Донецкий областной совет, выславший в Буский район 15 тонн минералки и партию сорбентов.
Все вздохнули с облегчением в субботу, когда в Буский район прибыла группа казахских специалистов по фосфору. Они без всяких защитных средств заходили в поврежденные цистерны и осматривали их. Стало ясно: эти люди - не камикадзе, и «Чернобылем» здесь даже не пахнет.
А политики, не унимаясь, продолжали свою «междуусобицу». Появились и официальные версии причин аварии.
- Температура колеи в момент крушения составляла 40 градусов, - заявил заместитель главы Секретариата президента Виктор Бондарь. - Воздух тоже нагрелся выше 30 Со, а фосфор при такой температуре уже воспламеняется. Это значит, что руководству железной дороги нужно было вообще запретить ввоз подобного груза в страну или делать это ночью. Налицо нарушение всех инструкций!
Кто станет «стрелочником»?
Больше всего, пожалуй, от коллег-политиков досталось министру транспорта Николаю Рудьковскому. Однако министр все еще в кресле, а кто станет «козлом отпущения» или «стрелочником» в этой истории, до сих пор точно не ясно. В результате в четыре утра поезд с грузом желтого фосфора выехал из украинской станции Красное в Казахстан.
По какому маршруту отправился состав - это чуть ли не военная тайна. Причем в «Укрзалiзницi» нам сообщили, что такая секретность связана с возможностью диверсии на пути состава. По заверениям же главного спасателя страны Нестора Шуфрича, состав с токсичным грузом «точно не пройдет по крупным городам и даже рядом с ними». Поэтому давайте порадуемся, что этот «фосфорный ад» и «второй Чернобыль» мы все-таки пережили. И дай Бог, чтобы хоть и на своих ошибках, но научились жить дальше…
ПРОВЕРКА СЛУХА
В Буском районе гибнут люди?
За время фосфорной катастрофы были госпитализированы около 200 человек. Однако, по словам медиков, жизни пострадавших ничего не угрожает. Но вчера в электронных СМИ появилось сообщение, что в селах Стовпин и Лисовое Буского района Львовской области, что в нескольких километрах от места аварии, в один день умерли три человека. Местные жители подозревают, что это не случайность - их односельчане стали первыми жертвами фосфорной трагедии.
Как рассказали «КП» в местном сельсовете, в Стовпине на днях действительно умерли двое мужчин. Один из них - 79-летний старик-инвалид. Он долгое время болел, поэтому фосфор вряд ли стал основной причиной его смерти (хотя помочь старику уйти на тот свет этот яд вполне мог). А вот второй жертвой оказался здоровый 29-летний парень. И причины его смерти пока неизвестны. По крайней мере, местные жители не могут точно сказать, почему он умер. Судя по всему, еще один человек скончался в соседнем селе Лисовое, куда нам так и не удалось дозвониться.
КСТАТИ
Янукович признался, что чиновники обманывали людей
В среду на заседании Кабмина премьер-министр сообщил, что во время ликвидации «фосфорной» аварии «имела место дезинформация населения должностными лицами о реальном положении вещей». Янукович также признал, что кроме этого был допущен ряд технических ошибок и авария засвидетельствовала отсутствие опыта у Украины в подобных ситуациях.
Также он подчеркнул необходимость кадровой ротации в Минтрансе.
- Нужно обязательно сделать выводы и по кадрам, посмотреть на их профессиональное состояние, - заявил Янукович, обращаясь к вице-премьеру Андрею Клюеву. - Последние события показали, что на железной дороге есть люди без надлежащей подготовки и даже образования.
СРОЧНО В НОМЕР
Уже перед подписанием номера в печать в пресс-службе «Укрзалiзницi» сообщили, что поезд с фосфором покинет пределы Украины сегодня, 27 июля.