22 декабря
Загрузить еще

Социализируем первоклашку: как найти друзей и не стать изгоем

Социализируем первоклашку: как найти друзей и не стать изгоем
Фото: Shutterstock

Начало школы - важная пора и для детей, и для родителей. Особенно много волнений у тех, кто только начинает свой путь. Как сложатся отношения в классе? Будет ли ребенок успевать в учебе? Найдет ли новых друзей? О том, какие есть тонкости в построении отношений между ребятами в начальной школе, рассказала психолог Оль­га Крушельницкая.

Первоклассники обычно все - "новенькие". Они еще не знают друг друга, не успели начать что-то делать вместе.

- В первом классе на основе симпатии складываются приятельские отношения между двумя-тремя, а может, и большим количеством одноклассников. Появляется объединяющее чувство "мы" в своей микрогруппе более симпатичных друг другу ребят. В первые несколько недель школьной жизни становится ясно, что какие-то дети больше нравятся одноклассникам. Их начинают воспринимать как лидеров, чьи слова и дела влияют на остальных и служат примером для подражания, - говорит Ольга Крушельницкая.

На то, кто может стать лидером, а кто окажется "в стороне" класса, в роли аутсайдера, помимо просто симпатии влияют и личностные особенности детей.

- Аутсайдерами больше других рискуют стать дети, отстающие в учебе, замкнутые, не умеющие адекватно общаться, со сниженной или завышенной самооценкой, агрессивные, высокотревожные, неопрятные. Большое значение имеет то, как ребенок умеет общаться и проявлять себя. Лидирующие позиции достаются общительным, дружелюбным и интеллектуально продвинутым детям, - считает психолог.

Большую роль в том, как сложатся отношения в классе, в младшей школе играет учитель. У него есть возможности влиять на взаимодействие одноклассников. Какой-то жесткой иерархии по типу дедовщины в этом возрасте обычно нет. Но лидеры и аутсайдеры чаще всего есть.

Что делать родителю

Чтобы первоклассник гармонично вошел в школьную жизнь, важно развивать в нем умение справляться с сильными эмоциями в соответствии с ситуацией. Как это можно сделать?

  • Спрашивайте, что было в школе интересно, что давалось сложно. Всё, что ребенок вам рассказывает, важно! Чем дольше беседуете, размышляете о школьной жизни, тем лучше. Не обрывайте разговор однозначными решениями - разбирайтесь в ситуации вместе. В одних случаях ребенок сможет решить с вашей помощью ситуацию самостоятельно, а в других может потребоваться вмешательство взрослых.
  • Не стоит выражать сомнение в личности учителя или авторитете школы в целом. Подрыв доверия к школе ведет к неуспешности в учебе и взаимоотношениях.
  • Научите ребенка отвечать на неприятные действия одноклассников неагрессивно, нейтрально или с юмором. Например, на обидную кличку чаще всего не стоит реагировать. "Нападающий" поймет, что потроллить не удалось, и отстанет. Можно вернуть оскорбление: "Кто так обзывается, тот сам так называется"; "Приятно познакомиться, а меня Саша зовут". Или дать понять однокласснику, что тот сам себе вредит: "Что-то мне не хочется дружить с тобой".

А в это время в средней школе....

Когда дети становятся подростками, сложившаяся иерархия в классе может измениться настолько, что прежние лидеры порой оказываются аутсайдерами. У подростков общение со сверстниками становится более важным для развития. Каждый теперь стремится проявить свою индивидуальность. Кто-то лучше других учится, кто-то умеет гасить конфликты, кто-то чаще дерется, смело сквернословит. В одном классе приветствуются учебные достижения, в другом считается немодным выполнять домашние задания, а лидерами считают самых агрессивных. В зависимости от сложившейся системы ценностей высокий статус в группе могут приобрести и хулиганы, и отличники. И еще: подростки не любят сверстников, которых считают любимчиками учителей.

Травля соучеников - наиболее частая проблема именно в подростковых классах. Ее инициаторами могут стать те, кто по разным причинам стремится к самоутверждению и доминированию, хочет быть в центре внимания.

Помимо инициаторов, всегда есть и подпевалы - последователи и молчаливые свидетели,  все они вольно или невольно ухудшают положение того, кто ими назначен на роль жертвы.

- Зачастую подростки травят одноклассника из-за незначимых причин: у него проблемы с речью, он хуже других соображает, не так одет, - говорит Ольга Крушельницкая. - И травят просто потому, что это "весело", не сознавая, что это больно, обидно… На вопрос "А если бы ты был на его месте?" могут ответить, что это невозможно, ведь только он такой, и поэтому его можно троллить. В подростковом возрасте недостаточно развиты способность к осмыслению происходящего и эмпатия, сочувствие. Поэтому взрослые должны обучать детей осознавать собственные действия и то, как они отражаются на других.

...и у старшеклассников

Наибольшим уважением в группе старшеклассников пользуются те, кто больше ориентирован во взрослой жизни: выбрал будущую профессию и готовится к ней, много знает о взаимоотношениях между людьми, эрудирован, умеет размышлять и выстраивать свою позицию, те, кто активно и систематически готовится к тому, чтобы стать взрослым.

Если ученика травят

  1. Родителям надо не ждать, что проблема сама разрешится. Как правило, этого не происходит. Проникнитесь рассказом ребенка о школьных событиях, особенно если обидели его не в первый раз.
  2. Постарайтесь разобраться в проблеме, проанализировать ситуацию с помощью ребенка. Что именно происходит? Его оскорбляют словесно? Не принимают в компанию? Бьют? Портят его вещи? Кто это делает? Как реагируют остальные? Только изучив проблему, можно двигаться дальше.
  3. Окажите ребенку поддержку: скажите, что любите его и всегда будете на его стороне, что бы ни случилось. Объясните, что такие ситуации - не редкость. Это, например, показано в фильме "Чучело". Можно посмотреть его вместе и обсудить, что с такими ситуациями можно и нужно бороться.
  4. Скажите, "мы обязательно решим сложившуюся проблему". Даже если ребенок сделал что-то неправильное, нельзя обвинять его.
  5. Если травля ограничивается словесными нападками, часто бывает достаточно посоветовать не замечать оскорбления, не реагировать. Например, если обидчик нарочно коверкает имя или фамилию ребенка, не откликаться. Ведь агрессор как раз добивается бурной реакции и будет больше нападать, если ее получит.
  6. Можно ответить шуткой, чтобы окружающие посмеялись над обидчиком. То, что становится смешным, теряет силу.
  7. Родителям нужно помнить, если ребенок выглядит намного хуже одноклассников, сильно выбивается из их ряда, это с большой долей вероятности может спровоцировать оскорбления. Отсутствие мобильного, когда они есть у всех, подчеркнуто старомодная или не по размеру одежда и т. п. могут стать триггером для травли.
  8. Стоит подумать о каких-то увлечениях вне школьных занятий, что повысит авторитет подростка в классе. Запишите ребенка в спортивную секцию - это поднимет его самооценку, сделает его более уверенным. То есть таким, к кому обычно не пристают.
  9. Но главное, проблему лучше предупредить, чем решать. И задача родителей - способствовать высокой самооценке и уверенности в себе ребенка, развивать у него самоуважение. Это возможно при выстраивании равноправных отношений, когда в семье нет более важных и менее важных людей, когда независимо от возраста, статуса на работе, чего-то еще все уважают всех. Вероятность, что уверенный в себе и поддержке "с тыла" человек станет жертвой травли, очень мала.
  10. Если ситуация угрожает психическому или физическому здоровью ребенка (ребенок стал изгоем в классе, его травят), надо идти в школу. Разговаривать с классным руководителем, психологом, с директором. В конце концов перевести ребенка в другую школу, если администрация глуха. По сути, когда травят одного, - это проблема всего коллектива, вопрос моральных ценностей и норм поведения. И взрослые в школе обязаны работать со всем классом, иначе в нем постоянно будут появляться все новые жертвы и агрессоры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Готовим первоклассника: пособие для пап и мам