Кому в детстве не доводилось грызть ногти или ковырять в носу? Эти манеры не только некрасивы, но и чреваты ранами, инфекцией. Большинство привычек зарождаются в детстве, и разделаться с дурными из них желательно до того, как они начнут руководить нами. Как это делать?
Любая привычка - и хорошая, и плохая - складывается из трех компонентов: сигнал, поведение и награда. Вместе они образуют так называемую петлю привычки, в которую человек попадает раз за разом. Ощутил неприятный налет на зубах - почистил зубы - получил удовольствие от свежести во рту. Проделал это много раз подряд - получил привычку. А потом мозг включает автопилот и отдыхает. Долго считалось, что навык формируется за 21 день непрерывной цепочки. То есть сорвался - начинай цепочку заново. Сейчас исследователи называют период от 18 до 254 дней, и один-два пропуска, говорят, не помеха.
Это миф. Исследования показывают: у людей с высоким уровнем самоконтроля процент плохих привычек такой же, как и у остальных. Так что дело скорее в недостаточной осознанности.
Полностью искоренить плохую привычку невозможно, но ее можно заменить хорошей. Определяете, что становится триггером и какая вам от этого радость, а потом вставляете в середину петли новую программу действий. Не можете не есть на ночь - пусть это будет не пицца, а салат. А там, глядишь, дойдете в заменах до вечерней пробежки и кайфанете от сброшенных килограммов. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе сигнала.
Отругать как следует, тыкать носом, стыдить - любимые методы воспитания наших бабушек. Это не годится. Не поможет, еще и навредите детской психике, если постоянно будет давить на чувство вины. Лучше спокойно объясните, как устроены привычки. Ловите момент, когда ребенок что-то нежелательное сделает, и вперед. Примером может стать и какая-то ваша привычка. Или поведение героя фильма или сказки.
Можно с 3 - 4 лет. Дошколятам объясняйте простыми словами, не углубляясь в науку. Малыши хорошо понимают идею вознаграждения, которое следует за любой привычкой. Школьникам расскажите, что привычку запускает наш мозг, но в этом возрасте детям сложно осознать последствия, которые проявятся не скоро. Подростки могут выстраивать причинно-следственные связи и понимают, что привычки бывают не только физическими.
Главными вредными привычками с советских времен считались курение, употребление наркотиков и алкоголя, страсть к азартным играм. Но это более сложные состояния и называются иначе - зависимости. Формируют их наследственные факторы, особенности воспитания, окружение. В отличие от привычки тут есть момент привыкания - когда старая "доза" уже не вставляет и нужно что-то более действенное. К зависимостям относятся и такие современные напасти, как зависание в интернете и видеоигры. Вот что еще ошибочно относили к вредным детским привычкам несколько десятилетий назад.
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ