Бумажные талончики на проезд уходят в пошлое. В Киеве их уже отменили, полностью заменив электронными карточками или оплатой через приложение для смартфонов.
Но если что-то исчезает безвозвратно, разве оно не начинает цениться среди коллекционеров? Можно ли заработать на старых талончиках? Об этом "КП в Украине" поговорила с коллекционером билетов киевлянином Владимиром Ковальчуком.
Скажем сразу: талончики- не монеты, не бумажные купюры и не картины. Каталог с ценами, как на другой коллекционный материал для билетов не составлялся, потому фиксированных цен на них нет. Зачастую, для определения реальной стоимости талончики выставляются на аукцион с минимальной начальной стоимостью. В ходе торгов и определяется реальная цена такого предложения и может достигать более 100 долларов США.
Понятно, что цена лота также зависит от его редкости, состояния и года выпуска. А вот опечатки или ошибки, как в случае с монетами или купюрами, большой роли не играют.
- Коллекционерам, которые собирают боны (бумажные деньги), сложнее найти какие-то разновидности, поскольку к выпуску денег подходят значительно ответственнее, и проскочить что-то не по стандарту там практически не может, - поясняет Владимир Ковальчук. - С талончиками ситуация проще: тут запросто могут перепутать местами буквы или напечатать билет не на той бумаге что нужно. Но на цену это влияет не сильно.
Наиболее ценными экземплярами являются талончики довоенной эпохи.
-Такие экземпляры встречаются крайне редко, - говорит наш собеседник.
Однажды, Владимиру попалась на глаза коллекция билетов начала ХХ века. Её выкупили у человека, выезжающего из Украины на пмж в другую страну. Это было приблизительно в 2000 году. И тот продавец запрашивал по тем временам за свою коллекцию стоимость равную хорошему легковому автомобилю.
Лишь спустя 10 лет Владимиру удалось сторговаться и выкупить эту по истине бесценную коллекцию. Но оно того стоило. Некоторые талончики оказались действительно редкие, так как ранее никому из коллекционеров не попадались.
|
- Старые довоенные билеты могут стоить от 10 до 100 долларов за экземпляр. Сомневаюсь, что кто-то заплатит больше. Но, опять же, все зависит от спроса и предложения, - продолжает наш собеседник. - К примеру, московские билеты стоят значительно дороже, чем, питерские - потому что в Москве больше коллекционеров.
Так и киевские билеты, ценятся значительно выше, чем талончики других украинских городов. Ведь в других региональных городах коллекционеров значительно меньше чем в столице.
- Недавно на аукционе купил за "недорого" старинный харьковский билет на трамвай. Можно считать, что повезло, так как конкуренты на торгах не участвовали. А если б он был киевский, то торги были бы "горячими", а конечная цена немалой, - говорит Владимир.
Хотя чисто с художественной точки зрения, киевские талончики, по словам нашего собеседника, самые неказистые.
- Во Львове сейчас довольно красивые билеты, там на них изображены как старинные, так и современные трамваи. В Ивано-Франковске, также до недавнего времени были красивые билеты. Да и вообще во многих странах талончики визуально отображают не только данные о стоимости проезда, но и передают изображения популярных исторических элементов города, - считает коллекционер. - А в Киеве с дизайном билетов не заморачиваются. Все сводится к доминирующему изображению цены проезда. Учитывая возможности полиграфии, можно сказать, что киевские билеты вообще неконкурентные по внешнему виду.
|
Ценятся в Киеве билеты, которые напечатали, но не пустили в продажу.
- В 2004 году вышло распоряжение киевской администрации о поднятии цены на проезд с 50 до 80 копеек. Билеты напечатали. Но тут начались местные выборы, и решение о подорожании проезда отменили, - вспоминает коллекционер. – Талоны с новыми тарифом утилизировали… А если бы такой билет предложили коллекционерам, стоимость одного экземпляра могла бы превысить стоимость проезда в сотни раз!
Похожая история приключилась и с городской электричкой. Хотели поднять тариф с 1,7 грн до 3 грн. Напечатали талоны, но повышение отменили. Если пара экземпляров где-то завалялась, выставляйте на аукцион.
- Был однажды момент, когда хотели отказаться от системы компостирования в пользу обычной выдачи билетов, как это работает в других городах. Печатались талоны рулоном на плотной бумаге. Из-за чего вышла разгромная статья о том, что Киевпастранс возвращается в каменный век с этими рулонами, - вспоминает Владимир. – Вникать власти не стали и отменили свое решение. Напечатанные талоны пустили на маршруты, которые работали на поминальные дни. Билеты ходили только один день на двух маршрутах. Их почти не найдешь, и они ценные.
Нельзя тут не вспомнить о Евро-2012. Тогда из аэропорта "Борисполь" запустили специальный автобусный маршрут. Ждали массу фанатов, но те ездили на такси. В итоге осталось много невостребованных билетов – красивых, ярких, ценой в 15 гривен. Сейчас они тоже обладают определенной ценностью.
|
Есть талончики особой редкости. К примеру, у Владимира нет довоенных билетов на киевский троллейбус.
- Их фотографии в сети есть, их там 2 штуки, находятся они в архиве города Киева. Не могу их найти ни за какие деньги, хоть ты тресни. Если бы попался один, готов выложить за него приличные деньги, - уверяет Ковальчук.
И вспоминает историю – недавно прошел аукцион, на котором продавали два билета первого дня работы московского метро от "Парка культуры" до "Сокольников". Билеты с этих станций разных цветов. Владимир пытался за них бороться, но куда там: их выкупили за баснословные 1100 долларов.
Есть и другие примеры. Проездной 1917 года продан за 1700 гривен. А вот другой лот – проездной, путевка, знак и билетик на транспорт с Фестиваля молодежи и студентов 1957 года, который проводился в Москве, -продан за 4321 гривну.
Также определенную ценность имеют старые советские картонные проездные 50-х годов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ