С 10 января этого года вступили в силу новые ставки налога с владельцев транспортных средств, или, как его еще называют, транспортного сбора. В некоторых СМИ появилась информация, что за старую «Волгу» придется заплатить больше, чем за новый импортный внедорожник. Но все оказалось не так страшно, как об этом писали наши коллеги. Транспортный сбор вырос в несколько раз лишь для некоторых категорий автомобилей.
Чтобы ответить на самые распространенные вопросы автовладельцев, мы изучили новые правила оплаты транспортного сбора и подключили экспертов…
ВОПРОС 1
Сколько платить будем?
Владельцы машин с двигателем менее 2,2 литра будут платить по-старому. Тем же, у кого мотор помощнее, придется отдавать каждые два года примерно в 3 раза больше, чем раньше. Больше всех пострадали владельцы «Волг» и трудяг «Газелей», которые оснащены движком в 2,5 литра. Теперь им придется платить в 7,5 раза больше - по 1875 грн. в год (было - 250).
При прохождении техосмотра вы должны оплатить транспортный сбор за 2 года - за прошедший и текущий. При этом те, кто проходит ТО в этом году, по новым тарифам отдаст только за один год, а за прошлый - по старым тарифам.
ВОПРОС 2
На что влияет возраст авто?
В некоторых СМИ появилась информация, что размер транспортного сбора будет зависеть от возраста авто. Но это не так. От года выпуска машины зависит лишь налог при первой регистрации транспортного средства в Украине (см. таблицу). Этот сбор платится всего один раз и только за нерегистрированные в нашей стране авто (например, если вы купили машину за границей). А налог при прохождении очередного техосмотра и при последующей перерегистрации не меняется.
ВОПРОС 3
Кто заплатит меньше?
Некоторые категории наших граждан имеют льготы на уплату транспортного сбора или вовсе освобождены от него.
Комментирует главный редактор журнала «Украина «ЗА РУЛЕМ» Леонид САПОЖНИКОВ:
- От уплаты транспортного налога освобождены:
* лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы (те, кто указан в пунктах 1-2 ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»),
* ветераны войны (ст. 4-11 ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»),
* ветераны труда (ст. 6 и 8 ЗУ «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда»).
* инвалиды независимо от группы инвалидности.
Все эти категории граждан освобождаются от уплаты транспортного сбора ТОЛЬКО С ОДНОГО легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2500 куб. см, а также мотоцикла с объемом до 650 куб. см.
На 50% меньше платят налог льготники - владельцы легковых авто (с объемом двигателя до 2500 куб. см), а также грузовых автомобилей (до 6000 куб. см), поставленных на учет в Украине до 1990 года включительно.
Поэтому если у вас есть родственник, попадающий под льготное налогообложение, то имеет смысл перерегистрировать автомобиль на него. Правда, на каждого льготника можно зарегистрировать всего одну машину.
ВОПРОС 4
Где посмотреть текст закона?
Полный текст Закона «О налоге с владельцев транспортных средств»
КСТАТИ
Тарифы могут понизить
В парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект
Не исключено, что принятый впопыхах перед Новым годом закон будет изменен. Депутаты Бондарев и Павловский внесли в парламент законопроект, согласно которому ставки транспортного сбора для автомобилей с двигателем объемом 2,2 - 2,5 литра будут снижены до 25 гривен. Поэтому мы не советуем автолюбителям спешить с прохождением техосмотра и оплатой налогов.
- Цель наших поправок - облегчить жизнь для владельцев автомобилей с маломощными двигателями до 2,5 литра, уменьшив для них транспортный сбор в три раза, - говорит нардеп Андрей Павловский. - Речь идет о хозяевах машин таких марок, как ГАЗ, ВАЗ и РАФ. Владельцев авто с мощными двигателями более 3 литров мы не трогаем - они в состоянии заплатить сбор.
Когда правительственный законопроект «О внесении изменений в закон о налогообложении», установивший действующие нормы, только готовился, Минфин получил задание от правительства - подготовить еще и антикризисный законопроект для наполнения бюджета. Недолго думая там начали искать, где можно найти деньги, но не подумали о том, что владельцам старых ГАЗ-24 (в основном это пенсионеры) придется платить большие суммы.
Тогда, в конце года, мы работали в экстренном режиме. Некоторые недобросовестные чиновники Минфина «протянули» эти изменения, а депутаты просто недосмотрели, что министерство предлагает такую глупость. Думаю, наши коллеги в Раде поддержат нас - вероятность принятия поправок порядка 70%, ведь всем фракциям хочется восстановить социальную справедливость.
РЕПОРТАЖ ИЗ МРЭО
Одни - за, другие - против
Чтобы узнать, как простые автовладельцы реагируют на новые ставки транспортного сбора, корреспондент «КП» побывал в одном из столичных МРЭО (на ул. Туполева).
Во дворе отделения ГАИ совсем тихо. Всего несколько машин с открытым капотом перед годовым техосмотром выстроились в очередь. Аншлага автомобилистов, вероятно, еще долго не будет - надо сначала скопить деньжат...
- Это форменное безобразие! - возмущен пенсионер Иван Никитич, подъехавший к воротам МРЭО на старенькой «Волге». - Где мне взять почти 2 тысячи гривен за объем двигателя 2,5 литра? Посмотрите на мою машину, посмотрите на меня: разве я похож на толстосума?
- Тут кризис душит, а они транспортный сбор поднимают, - бурчит мужчина лет 30, владелец шестисотого «мерса». - Мне надо платить теперь 7200 гривен в год! А еще страховка и ремонт… На эти деньги можно еще одну тачку купить!
- А как по мне, так все правильно: может, теперь украинцы будут, как европейцы, маленькие машины покупать, - объясняет свою точку зрения Галина, менеджер одной из столичных фирм (она владелец новенькой «Шкоды Фабиа»). - Глядишь, меньше выхлопов станет, пробок поубавится. А то этими джипами все дороги забиты!
Куда идут деньги от транспортного сбора, читайте в ближайших номерах «толстушки».
Благодарим за помощь в подготовке материала редакцию журнала «Украина ЗА РУЛЕМ».