Много ли людей нужно, чтобы изобрести уникальную упаковку для продуктов питания, которая не только полностью распадается за месяц, так ее еще при желании можно съесть? Оказалось, всего двое. И эти люди не Илон Маск и Билл Гейтс, а преподаватель кафедры технологии питания Сумского национального аграрного университета Дмитрий Бидюк и его студентка-магистр Татьяна Ярмош.
Проблема загрязнения окружающей среды мусором, тем же пластиком, тревожит Дмитрия уже несколько лет. Он решил не оставаться в стороне, а внести свой вклад в спасение природы.
- Сначала мы с Татьяной презентовали на конкурсе стартапов МОН биоразлагаемые стаканы из пищевых веществ, которые выдерживали действие горячих напитков. Это моя первая идея использовать потенциал пищевого сырья и пищевых отходов для создания полезных для населения и природы вещей, - рассказывает "КП в Украине" Дмитрий Бидюк.
Позже преподаватель и студентка изобрели биологически разлагаемую этикетку для молочных бутылок. Любопытно, но краски для этикеток использовались природные - сок свеклы, зола и др.
С того момента прошло несколько лет. Татьяна уже пишет магистерскую работу, руководителем которой и является Дмитрий Бидюк.
- Тема магистерской работы - разработка технологии мармелада. Его мы решили изготовить из овощных отходов. А потом придумали из этих же отходов сделать и упаковку для сладостей, - говорит Татьяна Ярмош. - Первую пленку мы сделали из отходов свеклы, морковки и лука. Если правильно обработать кожуру, помыть и приготовить, то она полезна для человека. Ведь много макро- и микроэлементов содержится именно под шкуркой овощей, которую мы обычно выбрасываем.
В распоряжении Татьяны были фракции разных размеров: от обычного порошка до небольших частичек. Их она добавляла в раствор и экспериментировала. Девушка признается: поначалу она переживала, что пленка будет ломаться. Но в итоге все получилось - пленка вышла гибкая, красного цвета, немного шершавая и… приятная на вкус. Она чем-то напоминает борщ. А главное - в природе она распадается менее чем за месяц.
|
Но есть к изобретению и вопросы. Например, пока неясны сроки годности такой пленки. Технологически она такой же продукт питания, как какая-нибудь лапша быстрого приготовления, и не может быть бессрочной. Сейчас этот вопрос подробно изучается учеными, и в будущем они обещают поделиться итогом этого исследования.
- Сложно ли было делать пленку? Нет. За все время от начала моего пути в 2018 году и до сегодняшнего дня я получил немалый опыт и знания по разработке биопластиков. Потому первые прототипы мы получили за несколько недель до конкурса. Использовали лабораторный метод получения пленок из пищевых веществ. Такой метод широко применяется для разработки и изучения свойств биопластиков, - продолжает Бидюк.
Идея - это хорошо, скажете вы. И будете на сто процентов правы. Но ведь помимо идеи нужна еще и реализация научных трудов на практике. Будет ли запрос на подобный продукт в обществе? Да и целесообразно ли его делать? Вопросов много.
- О массовом производстве съедобных пленок говорить пока рано. Внедрение такого типа продукта требует серьезных исследований, проведения экономических расчетов, поиска инвесторов и так далее, - соглашается Дмитрий Бидюк. - Очевидно, что это будет следующим шагом. Но я могу с уверенностью сказать: в Украине есть спрос на такой продукт, и он продолжает расти с каждым годом.
Что касается стоимости, то дешево такая упаковка стоить пока не может. Впрочем, в нашей стране немало народа готовы доплачивать за инновационные вещи, которые ведут мир вперед, к лучшему.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ