Исследователи Национального музея Норвегии положили конец давним спорам. Готовясь к выставке, которая должна пройти в Осло в 2022 году, они выяснили, кто "опошлил" картину "Крик" Эдварда Мунка, написав карандашом в верхнем ее углу обидные слова "Kan kun være malet af en gal mand!", которые в переводе с норвежского означают "Его мог нарисовать только сумасшедший!".
Считалось, что давным-давно - еще в конце позапрошлого века - "отличился" некий неопознанный вандал из числа тех, которых живописные полотна Мунка отнюдь не восторгали. Таких злопыхателей тогда хватало. Да и сейчас встречаются.
Однако выяснилось: не вандалы дали волю рукам, а сам Мунк столь эмоционально прокомментировал свое творчество. Такой сугубо научный вывод позволили сделать изображения "Крика" в инфракрасных лучах. Надпись отчетливо проявилась, что дало возможность провести графологическую экспертизу, которая и вскрыла правду.
"Почерк, без сомнения, самого Мунка - его рука. Этот факт и скандальные события 1895 года, когда Мунк впервые показал картину в Норвегии, указывают на одно и то же", - приводит пресс-релиз музея слова его куратора Май Бритт Гуленг.
Обследованную картину, так называемую оригинальную ее версию, хранящуюся в Национальном музее Норвегии, Мунк написал в 1893 году. Через два года показал ее широкой публике. "Крик", мягко говоря, она не приняла. Выражаясь современным языком, гадила в комментах. Более других творчество Мунка критиковал тогда молодой студент-медик Йохан Шарффенберг, активист Студенческой ассоциации. Он публично - на модных в то время диспутах - сомневался, что у Мунка "все в порядке с головой". Мол, в этом убеждают его картины.
После одного из диспутов, на котором лично присутствовал художник, надпись и появилась. Мунк обиделся? Или столь необычным способом признал, что и в самом деле не совсем психически здоров? Констатировал, что называется, факт. Об этом можно лишь гадать. Доподлинно известно лишь одно: в 1908 году художник все-таки попал в психушку. Госпитализировали.
В итоге получилось, что недалекими от истины оказались оба - и студент Шарффенберг, и Мунк.
Следует, однако, признать и другое: "надписывая картину", художник находился все-таки в более-менее здравом уме - не слишком ее испортил. Слова едва заметны.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ