18 апреля 1961 года Никита Хрущев подписал распоряжение о награждении первого космонавта планеты. Какие правительственные подарки получили летчик и его семья.
Конечно же, каким будет вознаграждение за полет, Юрий Гагарин не представлял себе, устраиваясь 12 апреля 1961 года в катапультном кресле корабля "Восток". Уверен, он и не думал об этом. Это уже потом - и торжественная встреча в аэропорту с красной дорожкой, и кавалькада правительственных автомобилей. И расчувствовавшийся Никита Хрущев, председатель Совета министров СССР, подписавший через шесть дней после космического полета секретное распоряжение о подарках Гагарину (см. фото).
По этому списку хорошо бы изучать, как люди жили в 60-е годы. В том числе и элита - летчики, испытатели, космонавты. Даже носки, фуражка и кофта выписывались распоряжением Совета министров!
Кстати, через пару лет после легендарного полета у Гагарина было две "Волги" ГАЗ-21. Одна, светло-бежевая с номером 12-04 юаг ("12.04, Юрий Алексеевич Гагарин"), купленная за собственные деньги. И черная с номером 78-78 мод - та самая, подаренная Совмином.
Машина была специальной сборки (автомобилисты, жившие в советское время, этот термин хорошо знают). Но это не спасало от постоянных поломок.
С 1965 года у Гагарина появилось спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Он увидел авто на выставке 1965 года во Франции. Заметив, что Гагарин пристально рассматривает гоночный автомобиль, французы отправили его в подарок первому космонавту планеты.
О подарке узнал член Политбюро ЦК КПСС, главный идеолог СССР Михаил Суслов. И передал космонавту совет - быть осмотрительнее с подарками из капиталистических стран.
После такого напутствия Гагарин ездил на Matra очень редко.
Следующие космонавты - и летавшие на "Востоках", и потом на "Восходах", тоже получали кроме звания Героя Советского Союза щедрые по тем временам подарки. В том числе жилье и двадцать первые "Волги".
Это стало традицией на долгие годы - "Волга" в подарок за первый полет. Сначала давали 21-ю, потом 24-ю, а потом и 31-ю. Ну и, естественно, все блага, которые давало звание Героя Советского Союза. Их, кстати, на самом деле было не так уже много. В 70-е годы Герой Советского Союза получал доплату 240 рублей в год. А еще имел право на бесплатный проезд в общественном транспорте, на скидки за проезд поездами дальнего следования и скидки на авиаперелеты. Ну и можно было без очереди постричься в парикмахерской. (Тоже важная в советские времена привилегия!)
Учитывая, что многие опытные космонавты были в звании подполковника и полковника и получали зарплату около 400 рублей, доплаты за звание Героя были не такими уж для них значимыми.
А вот что было приятно - это козырные автомобильные номера, которые получались вместе с "Волгой". Серия была т***мр77. Вместо звездочек на черной металлической пластине выбивался порядковый номер, под которым космонавт слетал на орбиту. Эту серию хорошо знали гаишники и космонавтов останавливали очень редко.
В 70-х в Звездном квартирный вопрос не стоял. Все зачисленные в отряд получали жилье. А в 90-х жилищное строительство прекратилось, и новых членов отряда стали селить в общежитии.
Заслуженные жители Звездного городка в 70 - 80-е были строго ранжированы по категориям, допущенным к столу заказов. Нынешняя молодежь и это словосочетание не знает. Так что поясню: столы заказов создавались для советской номенклатуры. В них можно было получить продукты, которые в обычных магазинах появлялись редко, а то и не появлялись вовсе. Например, импортная колбаса или спиртное.
- У нас в Звездном для космонавтов было три категории прикрепления к столу заказов, - вспоминает старожил космического городка. - Отдельный набор - для нелетавших, набор покруче - для слетавших один раз и самый крутой - для тех, кто побывал на орбите два и более раз. Точно так же была градация и для сотрудников ЦПК.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ