22 ноября
Загрузить еще

Окно в природу: Лошадь в автомобиле

Окно в природу: Лошадь в автомобиле
Фото: В дороге...
Лошадей на большие расстояния возят обычно в прицепных двухколесных кибитках. На дорогах в Америке довольно часто я видел таких пассажиров. На быстром ходу лошади высовывали из обитого по краям войлоком окошка головы и спокойно наблюдали за бегущим по сторонам пейзажем. Одна, помню,  заржала, увидев на лугу косячок лошадей.
 
Осинка имела опыт поездок на бега в разные города. На этот раз везли её на житьё в лермонтовские места. Расстояние было немаленькое - семьсот километров. Одиннадцать часов надо было провести лошади, стоя в тряском возке. Я угостил Осинку посоленным хлебом, когда заводили её в кабину, на остановках давал ей сахар. Никаких жалоб лошадь не показывала. Но когда ночью мы наконец прикатили в Тарханы, заглянув в кибитку, увидели: Осинка еле стояла, прислонившись боком к стенке возка, - ехать, стоя на шатком полу, более десяти часов - дело нешуточное. От хлеба и сахара лошадь отвернулась, но, почуяв запах конюшни, задом спешно вышла на волю, а уже минут через пять под любопытными взглядами других лошадей хрумкала сено.
 
Перевозка лошадей в вагонах, в двухколесных кибитках и грузовых кузовах - дело испытанное. А вот как доставить лошадь в горный лагерь геологов? Самолетом? Но садился где-нибудь на полянке в горах только маленький одномоторный трудяга «Антон». Как поведет себя в самолете лошадь? Сибирский геолог Степан Каплунов мне рассказывал: «Выхода не было. Решили мы лошадь за полтораста километров в горы переправить на самолете. Зашла спокойно, но озиралась от непривычного запаха и неведомой ранее обстановки. Лошадь мы привязали. Когда запускали мотор и самолет задрожал, она напряглась, и была опасность, что в полёте наша Милка взбунтуется - нарушена будет центровка машины, да и мало ли что может случиться на высоте. Рядом с лошадью поставили человека с заряженным пистолетом... Представьте, ничего не случилось. Милка в полёте перестала дрожать, а когда сели, спокойно вышла из самолета и сразу принялась щипать траву».

Нетрудная переправа.

Но в истории перевозки лошадей бывали и драмы. Завоеватели Америки испанские конкистадоры приплывали сюда с лошадьми. Человек-всадник ужас внушал индейцам - они принимали лошадь и седока за единое неведомое (лошадей в Америке не было) страшное существо. Однако довольно скоро аборигены всё поняли и быстро научились ездить верхом ловчее пришельцев. Много лошадей в то время от людей убежало. То, что позже назовут мустангами, были одичавшие лошади - потомки тех, что доставлены были сюда после Колумба на кораблях.
 
Морское судно лошадей не пугало. Но случались океанские бури, и на маленьких каравеллах возбужденные страшной болтанкой лошади начинали крушить загоны. В таких случаях звучала команда: «Лошадей - за борт!»
 
И в наше время пара и электричества такое случалось. Известный ловец животных для зоопарков Чарльз Майер рассказывает: «Перевозил я зверей в Сингапур. Они были заперты в восемнадцати клетках - шесть леопардов, четыре циветты, столько же тигровых кошек, тапир, два гиббона и двадцать пять разных пород обезьян - компания внушительная, чтобы открыть небольшой зоосад. Людей-пассажиров было более ста. Кроме того, старая проржавевшая «Пу-Анна» везла на палубе двадцать быков».
 
Опустим благополучное начало рейса. Но на второй день пути появились признаки нарастающей бури, быстро превратившейся в ураган. «Быки порвали привязи и с ревом катаются на палубе. Что будем делать?» - прокричал штурман, забежавший в рубку к капитану. Капитан и секунды не думал, что надо делать: «Всех за борт!» - крикнул он так, чтобы мы услышали голос его в свисте ветра. Тут же открыли загон с ограждения палубы, и в кровь избитых быков просто смыло волной в океан... И дошла очередь до «зоопарка» - тяжелые клетки могли разнести ржавую «Пу-Анну». Капитан, которого буря заставила лечь на палубе и в этом положении давать команды, поманил меня пальцем. Я не был удивлен, когда он прокричал мне в ухо: «Выкидывайте ваш «зверинец»!..»
 
Люди спаслись. Но из животных спаслась только кошка в капитанской каюте.
 
Транспортировка животных всегда чревата бедой или какой-нибудь неприятностью. Помню случай в самолете, летевшем в Москву из Туркмении. Там из ящика молодого зоолога ускользнула змея. Парень старался разыскать её, не привлекая вниманья летевших. Но кто-то вдруг крикнул: «Змея!» Уняла готовую вспыхнуть панику хладнокровная стюардесса, а парень ловко прижал змею ботинком к полу.
 
И еще случай. Для первой советской экспедиции в Антарктиду (1956 год) наряду с транспортной техникой решили отправить упряжку собак. С Чукотки их везли самолетом. Не очень опытный в «собачьих делах» механик решил ездовых псов угостить - бросил им пару вяленых рыб. Что началось! Двенадцать разъяренных собак сцепились в схватке за рыбу. Возникла угроза падения самолета. Растащил озверевших псов летевший вместе с ними каюр.
 
А у меня случилась забавная история с попугаем, подаренным во Вьетнаме. Птицы высоты не боятся - некоторые сезонные перелеты совершают вблизи гималайских горных вершин. Но попугаи выше пальм почти не летают. И мой зеленый друг на высоте с разреженным воздухом и пониженьем давления вдруг заскучал. По мере того как мы поднимались выше и выше, закрыл он глаза, а потом уронил голову набок. Я не знал, что с ним делать. Но когда, подлетая к Пекину, мы стали снижаться, попугай вдруг ожил и как ни в чем не бывало выхватил из рук у меня банан.
 
И вспомним еще раз лошадей. Они человека транспортируют с древних времён. Бегали под седлом, возили двухколёсные повозки в Египте, тянули телеги с грузом, впрягали лошадей в возки, кибитки, кареты, по рельсам в городах вагоны вначале возили лошади.
 
А на Кавказе лошадь иногда выступает в роли горного тягача. Помню, в седле мы с другом путешествовали по заповеднику. Лошади в гору подымаются лучше людей. И к чему, вы думаете, их приучили? К буксировке седока при подъёме. Есть поговорка: «К корове не подходи спереди, а к лошади сзади». Мы же не просто к лошади подходили, а хватали её за хвост - Зима и Зорька «на буксире» подымали нас на гору.