Пожар в нелегальном доме престарелых "Золотое время", унесший 16 жизней, в очередной раз поднял старую проблему: государство не может взять на себя заботу о всех нуждающихся в ней стариках, потому люди вынуждены обращаться к частникам, которые, в свою очередь, не хотят связываться с государством.
- Моя мама лежала в пансионате, который находится в 700 метрах от сгоревшего "Золотого времени". Если не ошибаюсь, у них один владелец. Да и дома как братья близнецы, с такими же решетками на окнах, - рассказывает "КП" в Украине" жительница Славянска Ольга Александрова (имя изменено. – Авт.). - Там тоже хороший ремонт, неплохая придомовая территория. Вызывает доверие. К тому же сказали, что за моей мамой будет медицинский уход, это было нам просто необходимо.
Маму Ольги, 78-летнюю харьковчанку, после ссоры сыном инсульт приковал к постели. Держать возле нее сиделку за 500 гривен в день оказалось дороговато. Оставить одну с пьющим сыном, из-за которого и приключилась беда, – абсурдно. Перевезти в Славянск и ухаживать за пенсионеркой Ольга тоже не могла – в ДТП повредила позвоночник и в то время передвигалась в инвалидной коляске.
Разбитой инсультом женщине срочно требовались уют и покой. Устроить ее в государственный дом престарелых за короткий срок – нереально. Семья нашла рекламу пансионата в интернете и обратилась туда, чтобы на пару месяцев разместить пенсионерку.
Цены, правда, кусались – 9000 гривен в месяц.
- Мы привезли туда маму и только со временем поняли, что не все так радужно. Проблемы начались практически сразу, - вспоминает Ольга. - Маму положили на обычную кровать, хотя за функциональную взяли 1000 гривен. Образовался пролежень – 500 гривен за визит хирурга, 1000 гривен за реабилитолога, 1000 гривен за массажиста, 6000 - лекарства, 2000 - памперсы с пеленками. Но самое главное – никакого серьезного ухода. Там была лишь медсестра, которая сказала, что может только измерять температуру.
Параллельно Ольга начала собирать документы, чтобы отправить мать в государственный пансионат для ветеранов труда. Обратились в территориальный орган социальной защиты населения.
- Мы сразу дали понять – 4-комнатная мамина квартира в Харькове им не достанется. После чего в соцзащите расхотелось нам помогать, - продолжает наша собеседница. - Там тоже постоянно просили деньги: на такси, на разные документы, все медлили и тянули. Мы даже обращались в горсовет за помощью, но бесполезно.
Процесс оформления документов быстро превратился в бесконечную бюрократическую волокиту. Да и все справки - не гарантия, что пенсионерке найдут место в госучреждении. Окончательное решение принимает комиссия, которая заседает раз в два месяца. А стариков, желающих получить государственный уход, - сотни.
Третья альтернатива - хоспис. Там "с порога" попросили взятку в 500 евро за заселение. А сколько платить в месяц, Ольга уже и не спрашивала.
Любопытный факт. После пожара харьковские власти сделали удивленное лицо и начали искать по всему городу нелегальные пансионаты. Наша собеседница уверяет: все они знали.
- После того как я обратилась в горсовет, мне вдруг позвонили из пансионата, где лежала мама. Они оказались в курсе моих мытарств. И даже пошли навстречу, предложив третий месяц пожить бесплатно, - говорит Ольга.
Но спустя пару дней после этого разговора маме Ольги вызвали скорую. Пенсионерке не меняли катетер для мочевого пузыря, его просто вынули, началась интоксикация организма. Женщина умерла. Но как показало вскрытие, причина смерти – истощение.
- Мы покупали детское питание, соки, фрукты. А ее кормили, как рассказала мамина соседка по комнате, супом и водой, - вздыхает Ольга.
В брате-близнеце сгоревшего дома престарелых в Харькове работа строилась практически по такому же образу. В центре содержалось до 30 стариков, они жили в комнатах по 5, 3 и 2 человека. Пятиместный номер стоил 7000 гривен, трехместный - 9000, а двухместный – 11 000. Из персонала - медсестра, няня, администратор и повар. Лежачих пациентов держали на втором этаже, а на окнах стояли точно такие же решетки.
|
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Если у пенсионера или инвалида, который нуждается в уходе, есть родственники, не достигшие пенсионного возраста, то его шансы попасть в государственный пансионат очень малы. Таких людей принимают при условии наличия места и полной оплаты услуг. Мест, как правило, практически никогда нет, поскольку спрос на них огромный.
|
- По сути, это категория людей, родственники которых имеют деньги, но не имеют времени ухаживать за человеком. Выходом для них становится частный пансионат, куда несложно попасть. Но найти такой, который оказывает свои услуги качественно, нелегко, - говорит руководитель юридического направления "Каритас Украина" Ростислав Кись.
По словам эксперта, легальных частных пансионатов на самом деле много. Но нелегальных еще больше. Ведь для выхода из тени нужно соответствовать минимуму: по количеству персонала, оборудованию, качеству помещений и услуг. А это все увеличивает себестоимость.
- Коммерсанты хотят немедленно получить космическую рентабельность. Хотя этот бизнес может быть прибыльным и в легальном состоянии. Просто тогда строки окупаемости не 2-5 лет, а 10-20, - констатирует Ростислав Кись.
Теоретически быть легальным выгодно. Тогда можно участвовать в государственном тендере по оказанию услуг и уходу за пожилыми людьми и инвалидами. Но выиграть конкуренцию у государственного учреждения они не могут, потому что последние продают свои услуги по заниженным ценам. А частники предлагают их по реальной себестоимости. В итоге легальный пансионат в неравных условиях не только с государственными учреждениями, но еще и нелегальными.
Если Украина действительно собирается решить эту проблему – то власти нужно начинать с себя, а не с поиска якобы невидимых нелегальных пансионатов.
- Должен измениться принцип поступления средств. Сейчас деньги поступают в государственные дома престарелых вне зависимости от количества заполненных мест. Зарплата у персонала фиксированная, потому увеличение числа клиентов их не интересует, - объясняет Ростислав Кись. – Если внедрить принцип персонального финансирования каждого получателя услуги (деньги ходят за клиентом. – Авт.), тогда учреждения начнут настоящую охоту на постояльцев. Это изменит все в корне.
Также, по мнению Ростислава Кися, следует процедурно уравнять частные и коммунальные учреждения в доступе до получателя услуг, чтобы все могли составлять договор напрямую.
Нет и нормально работающего реестра, показывающего в реальном времени количество свободных мест в домах престарелых и сколько человек в них нуждается.
И внедрить прозрачную систему мониторинга качества оказания услуг.
- Реформа децентрализации делегировала максимально большие полномочия органам местной власти, но сфера социальных услуг по-прежнему находится в финансово тяжелом положении, - говорит наш собеседник. - Некоторые из них приходится закрывать из-за невозможности их содержания.
Хотя при этом государство не содержит стариков бесплатно: из пенсии постояльца забирают 75%. Остальные траты по уходы ложатся на местную власть. И часто размер этого дофинансирования слишком мал, чтобы обеспечить достойные условия старикам.
- Из-за маленьких зарплат в госцентрах происходит отток кадров, это уже давно стало нормой. Это влияет на качество оказываемых услуг. Уход, стирка белья, помощь в мытье и купании происходят реже, чем должно быть согласно нормам, - резюмирует Ростислав Кись.
КСТАТИ
О том, почему в украинском законодательстве нет такого понятия как "дом престарелых" и каким образом регулируется работа частных пансионатов для пожилых людей читайте в нашем материале "Пансионаты для пожилых: открыть может кто угодно, государство - не контролирует".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ