Загрузить еще

На Рождество - в Карпаты! Как колядуют в селе-музее Криворовне

На Рождество -  в Карпаты! Как колядуют в селе-музее Криворовне
Фото: igormelika.com.ua

Поют с трембитами и охотничьими рогами

Кто не слышал гуцульскую колядку, тот не чувствовал всей атмосферы Рождества! Так, без лишней скромности, говорят в поселке Криворовня, что на Гуцульщине (Ивано-Франковская область). В эту небольшую деревушку, которая находится в самом сердце Карпат, в рождественские дни спешат гости со всех уголков Украины. Ведь именно в Криворовне колядуют с особым колоритом, да такие колядки, которые не услышишь в любом другом регионе нашей страны. Более того, здешнюю традициюколядованияв прошлом году включили в Национальный переченьэлементовнематериального культурного наследия Украины.

Колядка на Гуцульщине – древняя молитва Рождеству, которая передается из уст в уста от деда к внуку. К январским праздникам местные колядники начинают готовиться заранее, еще летом. Дважды в неделю собираются на репетиции, заблаговременно готовят национальные костюмы, в которых колядуют, а также настраивают музыкальные инструменты: колокольчики, скрипки, трембиты, охотничьи рога. А еще выбирают так называемого режиссера колядников – "березу". Им может быть мужчина, который не только знает наизусть множество колядок, но и хорошо разбирается в традициях гуцульского Рождества.

- "Береза" определяет кому и что петь, сколько быть в гостях, сколько выпить и съесть, - рассказали "КП" в Украине" жители Криворовни. -  Он главный в группе колядников. Также отвечает за деньги, которыми люди награждают певцов за коляду. Все заработанное потом отдают на церковь. Для любого колядника большая честь быть "березой". Хотя и в группу далеко не всех берут. В колядники попасть может только порядочный человек, хороший хозяин. Еще очень важно, чтобы у него был голос сильный, чтобы музыку чувствовав. И не дай бог кто-то из участников будет ругаться, выпивать сверх меры! Сразу выгонят. А это большой позор.

Женщин в колядники не берут. Вот такое гендерное неравенство! Гуцулы оправдываются: в рождественские праздники женщины должны дома сидеть да гостей принимать.

В колядники берут только мужчин с сильным голосом. Фото: igormelika.com.ua

По 10 колядок в одном доме

В первый день Рождества (и до 19 января) после службы в местной церкви вся Криворовня начинает колядовать. Сначала колядники поют возле храма. А после благословления священника отправляются колядовать по дворам. Список хат, куда надо наведаться, составляют заранее.

- Первым во двор или в дом заходит "береза", - рассказал "КП" в Украине" один из местных колядников Степан. – А за ним трембитар. Именно звуками трембиты колядники сообщают хозяевам о своем приходе. Также играет трембита в завершении колядки.

После такого соло "береза" просит у хозяев позволения заколядовать. Те, конечно же, разрешают. И вот тут начинается самое интересное. Играет скрипка, звенят колокольчики, колядники поют и пританцовывают на месте. Но больше всего удивляет текст самих колядок. До сих пор на Гуцульщине отлично уживаются христианство и язычничество, а в своих рождественских песнях гуцулы прославляют и Солнце, как божество, и Христа. Но так было не всегда. С языческими песнями рьяно боролись священнослужители.

- Мой дед рассказывал, что священники заставляли менять слова, менять музыку, – говорит местный старожил Михаил. – Запрещали использовать охотничьи рога для аккомпанемента, скрипку, танцы. И некоторые колядки, понятное дело, изменились. Но большинство все же достались нам в том виде, как их пели еще наши прадеды.

В репертуаре колядников есть рождественские песни для хозяев дома, для незамужних девушек и холостяков, для детей. Есть колядка-благодарность за угощение. А если в доме недавно кто-то умер, то колядуют и в память умершему. В одной хате колядники могут спеть и до 10 рождественских песен. А если колядка длится около получаса, то получается, что у одних хозяев колядники проведут около 5 часов! Как же певцам успеть за день обойти всю Криворовню?

- У нас в селе есть 10 колядницких групп, поэтому до Йордана (Крещения Господня) успеют поколядовать в каждой хате, - смеются местные жители. - Поют даже возле тех домов, где давно никто не живет.

В завершении песнопения колядники поздравляют хозяев и благодарят. А те, в свою очередь, одаривают певцов за их старания деньгами и вкусностями.

Колядуют в Криворовне под аккомпанемент скрипки, колокольчиков, трембиты. Фото: igormelika.com.ua

КОНКРЕТНО

О чем поют?

В неділю рано

В неділю рано сонце сходило,
Сади вишневі розвеселило.
В саду вишневім цвіток біленький,
Ой, народивси Хрестос маленький.

Ой чесні люди, чесна людино,
Хрестос родивси — весела днина.
Хрестос родивси — будем взнавати.
Ісусу Хресту славу давати.

Ми коліднички, чесно вважаймо,
Барточки срібні вгору здіймаймо,
Барточки срібні в руках вбертаймо,
А ноги легкі — легко ступаймо.
Скрипочка грає — Хресту співаймо,

Та й заспіваймо, гори, долини.
Шоб веселися всі полонини,
Всі полонини, широкі поля.
Широкі поля, синії моря,

Шоб веселитса рідна землиця.
Шо пустить колос жито, пшениця,
Шо пустить колос, буде пускати.
А ми будемо колідувати.

Бо колідочка — це Божі слова.
Це українська, рідная мова,
Ми коляднички, чесно вважаймо,
Вкраїнськов мовов Хресту співаймо.

А Ісус Хрестос голос почує,
Щистя, здоров'я нам подарує.
З гори нам дано на світі жити,
Треба нам, браття, цей хрест носити.

Треба нам, браття, цей хрест тримати,
Хоч ми не варті в церкву ступати.
Ці коліднички, що си зібрали,
Їх діди й мами чесно навчали,

Чесно навчали Бога взнавати,
На Різдво рано колядувати.
А Різдво рано — весела днина,
Різдвом ся тішить мала дитина,

Різдвом ся тішить, в церкву ступає,
На колідничків щей поглядає,
Бо коліднички — веселі люди,
Вони колідують, так завджи буде.

Так завжди буде, ще й Божа воля.
Пісні вростають, їх така доля,
Пісні вростають, будуть вростати,
Сива зозуля буде кувати.

Сива золуля кує весною,
Господь посвітить трави росою.
Сидять си братство в Різдво раненько,
Заколідуєм ще й веселенько,

Що си розиллє музика й лине,
Сплете віночок Хресту дівчина,
Ісусу Хресту сплете віночок
Чесна дівчина на даруночок.

Чесна дівчина вінок сплітає,
За ню Пречиста не забуває,
З гори дано їй на світі жити,
Чистим віночком голову покрити.

Ой із-за гори зійшла зірничка,
Винесли з церкви хрест колідницький,
Винесли з церкви, переступають,
Давні звичаї не покидають,

Не покидають, не буд покидати:
Позволь нам, Боже, нарік діждати,
Позволь нам, Боже, волю здобути,
Шоби цей голос ше раз почути

СПРАВКА "КП"

Криворовня - село в Ивано-Франковской области на Гуцульщине. Находится в 125 км от областного центра. Здесь насчитывается около 1500 жителей.

В Криворовне в свое время бывали писатели Иван Франко, Леся Украинка, Василий Стефаник, Ольга Кобылянская, Михаил Коцюбинский, режиссер Лесь Курбас, живописец Иван Труш, писатель и композитор Игнат Хоткевич.

Поселок прославился тем, что здесь Сергей Параджанов снимал фильм "Тени забытых предков". В доме, где проходили съемки, в настоящее время музей. Да и саму Криворовню давно называют музеем под открытым небом. И не зря: в этом маленьком селе насчитывается аж 7 музеев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Праздники во Львове: катаемся на коньках, варим тайное зелье и колядуем