22 декабря
Загрузить еще

Психотерапевт Александр Стражный о ментальности: Украинцы - сердечные, не жадные, не агрессивные, но отсюда и все наши проблемы

Психотерапевт Александр Стражный о ментальности: Украинцы - сердечные, не жадные, не агрессивные, но отсюда и все наши проблемы
Фото: Прилепа Александр, УНИАН/ Архив Александра Стражного

В конце декабря Владимир Зеленский сделал комплимент в сторону нового президента США, сказав, что Джо Байден "понимает украинский менталитет". Это очень здорово, потому что мы сами себя не понимаем. Ну вот откуда при таких природных благах, при таких талантах, такой богатой истории и таких красивых людях все наши недореформы, государственные недострои, ссоры, дрязги и колосящаяся коррупция?

Раскрыть некоторые секреты противоречивой украинской натуры "КП" в Украине" помог психотерапевт и писатель Александр Стражный – автор книги "Украинский менталитет. Иллюзии - мифы – реальность".

Берем отсчет от неолита

- Александр, сейчас модно произносить слова "менталитет", "ментальность", хотя далеко не все понимают, в чем заключается смысл.

- У каждого человека свое мировоззрение. Менталитет – это то же мировоззрение, только свойственное большей части представителей какого-то народа. А также психологические черты, которые в совокупности характерны для большей части людей, живущих на определенной территории.

- Вы бывали в разных странах и наблюдали людей.  Вот, допустим, француз, он сильно отличается от украинца?

- Можно ответить и да, и нет. Базисные принципы одинаковы у каждого народа: патриотизм, забота о детях, желание хорошей жизни, стремление к любви, благополучию, гармонии. Но если копнуть глубже, то отличия достаточно значительные. 

Менталитет - это то, что формируется в течение не десятков и даже не сотен лет, а в течение тысячелетий. В Украине берем отсчет времен от неолита – трипольской культуры. Наши предки осели здесь, потому что был хороший чернозем. Раньше они мигрировали, собирали дикие плоды, промышляли охотой. А 7000 лет назад поняли, что сами могут выращивать для себе пищу, и освоили деятельность, связанную с сельским хозяйством.

Во Франции в те же времена такого чернозема не было. Был каменистый грунт. И вот эта благоприятная и неблагоприятная почва сформировала разные менталитеты.

У наших предков – это оседлость, отсутствие агрессивности, потому что отпала необходимость завоевывать другие территории. А предки французов продолжали ходить на соседей войнами, поскольку это являлось условием их выживания. 

- В научных трудах всегда подчеркивают, что украинцы ментально миролюбивы. Но у нас есть также опыт запорожских казаков, которые жили и зарабатывали войной.

 - Украинцы миролюбивы, так как им не нужно было искать новые земли, чтобы прокормиться. Но они не были свободны от нападок извне. Любой народ вынужден себя защищать, и этим вызвана история казачества, имевшего черты воинственности и агрессивности.

Но украинцы никогда не завоевывали чужие страны. Богдан Хмельницкий дошел до Польши, когда та имела слабую армию. Он мог со своим казачеством взять Варшаву, но ментально не был к этому готов.

Гетман Сагайдачный дошел до Москвы вместе с поляками. Повоевали там и вернулись обратно.

Украинцы – не агрессоры, не завоеватели по своей природе.

Предок строил свой маленький мир

- Известно, что ментальность народа проявляется в его фольклоре. У нас он чрезвычайно богат и красотой, и житейской мудростью. Но вот в быту почему-то используются поговорки с оттенком критики. Например: "Моя хата з краю…".

- Такая поговорка возникла не на пустом месте. Украинцы никогда не имели своего государства. Оно возникло только в 1918 году, но просуществовало недолго, а потом утвердилось лишь в 1991-м. Понятия державности, государева двора в Украине не существовало. Гетманы являлись военачальниками.

Это все привело к тому, что украинец мыслил не категориями государства и даже не категориями своего села, а интересами "своей хаты". Он обустраивал собственный маленький мир. Понятия как строить государство, прокладывать дороги, развивать экономику, не было. Моя хата на краю, я туда все стаскиваю.

- Вот отчего мы до сих пор страдаем!

- Да. Психологические архетипы, свойственные старшим поколениям, передаются потомкам как через традиции, так и через генотип. В результате отсутствия традиций государственности и промышленного производства экономика Украины находится на последнем месте в Европе, мало нормальных дорог, промышленность разрушается.

- И государственные мужи по-прежнему тянут все в свою хату…

- Не все, но тянут. В целом это украинская ментальность.

Склонны к зажиточности, но не накопительству

- А вот это знаменитое: "Як не з’їм, то понадкусую" тоже касается домостроя?

- Нет, этот штамп придуман московской пропагандой и запущен, скорее всего, еще в царские времена. Все познается в сравнении.

Возьмем народные восстания. Они были и в Украине, и в России. В Украине сражались с панами, громили лавки иноверцев-евреев, но массовых абсурдных разрушительных действий не было. Украинцы действовали прагматично.

А в России во время восстаний жгли и сносили все подряд без цели и раздумья. Бунт бессмысленный и беспощадный, как писал Пушкин. Так кто тогда "надкусывал"?

- То есть прагматичность нам ментально свойственна, а жадность – нет?

- Если говорить о жадности как черте характера то ли человека, то ли нации, надо оценивать эту черту опять же в сравнении. Украинец по своей натуре склонен к индивидуальной хозяйственной деятельности, зажиточному образу жизни. Нашему обществу не свойственно одобрять бедность, уважение всегда вызывал работяга-хозяин. По советской терминологии – "куркуль". Вот этих "куркулей" в Украине в 30-е годы по приказу Сталина массово раскулачивали.

В то же время украинец не склонен к чрезмерному накоплению. Он не стремится владеть излишками, которые не использует. Олигархов в Украине не было, они появились только сейчас. А вот в других странах были. Например, в Европе считалось и считается престижным богатство и излишнее накопительство.

Российское общество – это третий вариант. Оно больше коллективное, в котором принято, что все общее, всем должно быть поровну и по минимуму. Там человек, живущий зажиточно, вызывал больше зависти и агрессии.

-  Еще один штамп: "Щоб у сусіда хата згоріла і корова здохла".

- Это тоже мем, который редко соответствует действительности и который украинцы не сами про себя придумали. Ему противоречит народная традиция - "толока", когда собирается все село и все дружно строят соседу хату. 

Александр Стражный. Фото: Личный архив

Что такое "зрада" и откуда она взялась

- Несколько мифов мы разобрали. А какие реалии? Хорошие или не очень хорошие.

- В психологии не принято использовать понятия "хорошо" и "плохо". Мы можем говорить о более сильных ментальных чертах и более слабых.

К примеру, провинциальность украинского общества. Разве это обязательно плохо? Сельское мировоззрение более душевное, доброжелательное, романтичное, сердечное. Украинскую философию определяют термином "кордоцентризм", что означает преобладание чувств над логикой, сердца над разумом. Но эта же сердечность, душевность, когда много красивых песен, и все поют, ведет к некоей наивности, инфантильности, неспособности жить в быстро меняющемся мире, строить государство и экономику.

Украинский народ консервативен. Не очень любит новшества, поэтому реформы идут у нас плохо. А более мобильные, более агрессивные нации, которые выросли на архетипах завоевателей, быстро движутся вперед. Это их ментальные черты.

- Сейчас в наше мироощущение въелась подозрительность. Мы везде ищем врагов, во всем пытаемся увидеть "зраду". Генерал Хомчак в одном из интервью сказал, что наш менталитет такой, что раз не погиб на войне – значит, негодяй. Это наносное или было всегда?

- "Раз не погиб – значит, негодяй" – это не украинский, а советский менталитет, примером которому может служить тактика ведения войны маршалом Жуковым. Однако "зрада" в ментальности украинцев, конечно, есть. В своей истории из-за отсутствия собственного государства, полноценной армии украинцы вынуждены были заключать различные союзы – то с турками, то с татарами, то с поляками, то с россиянами, иногда с разными противоборствующими сторонами в одно и то же время. Это и способствовало такой черте, как стремление "одновременно сидеть на двух стульях".

И союзники обманывали украинцев, и украинцы - своих союзников. Все время присутствовала настороженность, что сегодняшний твой союзник завтра может тебя предать. 

Пускай "меншовартість" зато не гиперкомпенсация

- Не у всех нас, но у достаточного числа украинцев присутствует ощущение, что нас унижают, не считаются, не ставят вровень с собой. Раньше мы молились на Европу, а теперь обижаемся на ее отношение к нам. Это то, что называют "меншовартістю"?

- Ощущение "меншовартості" присуще представителям разных народов. В Украине оно связано с маленькими доходами, неустроенностью, отсутствием видимой перспективы. 

У этого явления есть другая сторона - гиперкомпенсация. Это когда человек или целый народ начинает воображать о себе больше, чем есть на самом деле. Французы обижаются на человечество за то, что английский язык вытеснил французский. Россияне считают, что они "третий Рим" и должны научить своему порядку весь мир. Это и есть гиперкомпенсация, которой у украинцев нет. 

- Если по-честному, то у нас тоже присутствуют необычные взгляды на свою миссию. Ваш коллега по перу на полном серьезе говорил, что украинцы дали миру первую цивилизацию и Иисус Христос – древний галичанин.

- Ну, люди с комплексом завышенной полноценности есть в любом обществе. Вопрос только в их количестве. Всей украинской нации это не свойственно, это не ментальная черта.

Горилка, сало, вареники, деруны…

- Мы пережили Советский Союз, и это сказалось на мышлении, поведении людей. А на ментальности? Останется ли в наших генах то, что впитали с "совком"? 

- Для того, чтобы та или иная психологическая черта осталась в генной памяти, должны пройти столетия. Советский Союз просуществовал 70 лет. Так что его влияние на умы последующих поколений не должно быть значительным. Сколько нужно времени, чтобы полностью избавиться от "совковости"? Для того, чтобы избавить народ от ощущения рабства, Моисею хватило 40 лет. Тридцать без "совка" мы уже прожили. Осталось сколько? Есть надежда, что все сотрется.

Но ведь дело не только в Советском Союзе. И до него украинцы постоянно были под чьим-то управлением - поляков, литовцев, австрийских Габсбургов, московитов. Нация переживала не лучшие времена, и это не могло не отразиться на ментальности.

- Каждый народ имеет какой-то лубочный образ. Например, русский – это ватник, водка, огурец. Украинец - шаровары, горилка, сало, вареники, деруны… Про украинцев говорят, что у нас культ еды. Даже знаменитый экс-министр соцполитики Андрей Рева заявлял, что мы много едим.

- Да, что-то в этом есть. Чернозем всегда позволял украинцам хорошо питаться самим и выкармливать домашний скот. Отсюда и знаменитое наше хлебосольство, стремление поставить на стол побольше блюд. А ближе к северу, где грунт более бедный, там и рацион попроще. Меньше мяса, больше собранных в лесу грибов.

Но кто был в европейских странах, знает, что там тоже не на диетах сидят. И венгры, и австрийцы, и итальянцы очень любят покушать.

Царя не уважаем, но на своем хуторе каждый - гетман

- А правда, что еще одна наша ментальна черта – это матриархат?

- Патриархальность и матриархальность - это как в эзотерике инь и ян. Ян - энергичность, стремление к достижениям, воинственность. Например, патриархальные общества – это Древний Рим, германцы, американцы.

А матриархальная нация – мягкая. Ей свойственны образность восприятия, сердечность, сентиментальность, то есть женские черты. Украина, несомненно, ближе к матриархату. И положение женщины в семье у нас всегда было выше, чем, скажем, в античной Греции, в Германии или в России. Его скорее можно сравнить с трепетным отношением к матери в Италии.

- Какое политическое устройство общество более приемлемо для ментальности украинцев: централизация власти, децентрализация? Смотреть на президента, слушать местную власть?

- В истории Украины не было ни больших разрушителей, ни больших созидателей. Не было икон власти и упований на то, что "барин приедет нас рассудит". Украинцы всегда полагались сами на себя, на решения, принятые в своей общине. Поэтому и сейчас смотреть на президента с преклонением нам куда менее свойственно, чем другим нациям. 

Централизация власти ментально украинцам не свойственна. А децентрализация хоть и ближе психологически, но порождает опасность сепаратизма. Каждый хочет быть гетманом на своем хуторе, а что там говорят в Киеве – до лампочки.

Наверное, политикам все это надо учитывать и соблюдать разумный баланс. 

Думать по-разному – это нормально. Главное – не драться

- Разделились беспощадно мы на Запад и Восток… Психологически сейчас это очень сильно. А исторически свойственно?

- Конечно, свойственно. Не только со времен Речи Посполитой, гораздо раньше - со времен Киевской Руси по Днепру шел водораздел между восточными и западными княжествами. Запад и Восток – это две разные стороны света, а Украина – между одной и другой.

-  И как с этим бороться?

- Бороться с этим не нужно, нужно искать компромиссы. В пределах одного государства по всему миру живут люди, отличающиеся друг от друга по мировоззрению, и это нормально. Это есть в Бельгии, есть в Канаде, в Британии, в США. У большинства граждан страны - одна точка зрения, а у разных групп – другие. Главное, чтобы соблюдался принцип уважения к образу мыслей другого человека. Если, конечно, эти мысли не содержат в себе угрозу.

- А не слишком ли много мы говорим о своей ментальности и занимаемся самокопанием? Этим нередко злоупотребляют политики.  

- Задаваться вопросами: кто я и зачем пришел в этот мир - для человека естественно. Народ состоит из людей, и народу тоже свойственно размышлять, какая у него история, что он несет в мир и что может от мира взять. И немцы, и французы, и американцы, и поляки так же копаются в себе. 

- Тогда вопрос к вам, как к психотерапевту: что мы должны для себя понять, чтобы перестать спорить о том, какими должны быть "правильные украинцы"?

- А почему мы должны перестать спорить? В спорах рождается истина. Главное, чтобы споры не переходили в агрессию, в ругательства, в драки.

- А переходят… И не только между Западом и Востоком, а между двумя соседями.

- Все зависит от уважения или неуважения к чужой точке зрения. Если я уважаю только свою и не принимаю другую, это не ментальность – это невоспитанность. Если человек навязывает в споре вам свои мысли или манеру поведения – это, конечно же, минус.

А плюс споров в том, что украинское общество открытое. Оно выросло на широком равнинном пространстве, где мало природных ограничений. Отсюда и психологическая распахнутость. У нас что в голове, то и на языке.

Западное общество более сдержанное. Мой дом – моя крепость, что внутри – не покажу, что думаю – не скажу. А ведь негатив лучше выплеснуть, чем оставлять внутри. Главное – не переходить грань.

Вот и получается, что стремление украинцев к спорам - это скорее положительная черта. Это желание идти на контакт и искать решение вопроса.

И такие, и сякие, и конкретные

- К чему мы ментально большее тяготеем – к Востоку или Западу?

- Мы посредине. Украина во всем между Востоком и Западом, поэтому и возникает много споров, куда двигаться - то ли в ЕС, то ли в другую сторону. И соседи и с той и с другой стороны нас воспринимают тоже и как своих, и как не своих. Мы то ли трудолюбивая, то ли ленивая нация, то ли своенравная, то ли покладистая. Говорят и так, и так. Но к Европе мы, конечно, гораздо ближе, чем к Азии. 

- А какие наши черты конкретные?

- Демократизм, который всегда был свойственен украинцам, вспомним хотя бы казацкие вече. Свободолюбие. Образность восприятия. Оптимизм. У нас благодатный климат, в году бывает достаточно солнечных дней. От этого энергичность, жизнерадостность, развитое чувство юмора… Ну и эротичность тоже, свойственная южным народам. 

ДОСЬЕ

Александр Стражный родился в 1958 году в Очакове. В Киеве окончил Национальный медицинской университет. По специальности врач-психотерапевт. Второе призвание – литература. Автор более трех десятков книг, изданных в Украине и за рубежом. Общий тираж более 200 000 экземпляров. Ряд изданий посвящены медицинской психологии, психологии самого человека и человеческих отношений, ряд изданий носят художественный характер.  Две книги – "Майдан" и "Менталитет Майдана" - освещают события зимы 2013 – 2014 годов, в которых медик сам принимал участие.

Книга "Украинский менталитет. Иллюзии - мифы – реальность" вышла в 2008 году, переиздавалась в 2017 и 2018 годах.

Александр Стражный владеет несколькими иностранными языками, является директором Международного центра биосугестивной терапии в городе Печ (Венгрия), автор цикла лекций по альтернативной психологии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Адвокат Сталина: Мой клиент невиновен, пока этого не скажет суд

Новости по теме: психология украинцы