Популярный видеосервис YouTube на днях рассказал, какие ролики чаще всего смотрели украинцы в 2020 году. Рейтинг по сравнению с прошлогодним получился пестрый: тут и отдельные выпуски ТВ-шоу, и интервью российских звезд, и трэвел-блог об отдыхе на Бали, и клипы-пародии, и даже ролик о том, как быстро опарыши съедают тот или иной продукт.
Из политического контента украинцам "зашло" разве что интервью Андрея Богдана о Зеленском, которое у экс-политика взял журналист Дмитрий Гордон. Ни спорт, ни образование, ни даже мультики не интересовали так сильно, как выпуск "Холостячки" и "Від пацанки до панянки".
Многие возмутились, мол, куда катится нация, раз предпочитает иногда разную чепуху, да еще и в таких объемах. Но опрошенные "КП" в Украине" психологи говорят, что ставить диагноз населению по тому, что мы любим смотреть на YouTube, было бы неправильно, и вот почему.
|
Психолог Татьяна Балан начинает с того, что в социальные сети, и в частности YouTube, мы идем в основном для того, чтобы развлекаться, отсюда и выбор контента – человек ищет что-то легкое и веселое, что не напрягает и помогает бороться со стрессами.
- Сейчас период серьезного стресса у людей, а кто-то вообще в кризисе. Организм нуждается в легкости. Музыка, например, помогает отвлечься от повседневного стресса, подавить негативные эмоции, снижает уровень стресса и в психологическом отношении, и происходит саморегуляция биологической реакции. На спорт, например, надо тратить энергию. Образование - это тоже серьезные затраты личностных ресурсов, хоть люди на самом деле учатся, и много. Поэтому, если говорить о нашей потребности в таких роликах, то это потребность в развлечении и специфичном общении с близкими по мировосприятию людьми, - объясняет Татьяна.
Даже ролик про опарышей, который в рейтинге популярности на 10-м месте, психолога с 20-летнем стажем не смутил, Татьяна специально посмотрела его.
- Молодцы - ребята! – говорит об авторах. – Людей привлекает тема смерти, страх перед ней, людей тянет к вечным темам, законам природы, к тому, что вызывает страх, плюс у этого ролика несколько целевых аудиторий, потому он и стал таким популярным.
|
Психолог София Лагутина уверена, что людей к развлекательному контенту привлекает его динамика, и особенно – участие знаменитостей.
- Шоу предполагают личное участие звезд, они рассказывают о своей биографии. Часто в их биографии есть привлекательные аспекты, и люди могут за счет зеркальных нейронов "поставить себя на место известных людей". А так как был карантин и приостановилось осуществление насущных целей, такой контент – прекрасная возможность использовать эту "неопределенность" в своих мечтательных целях. То есть, пока не понятно было, что будет в жизни дальше, людей это поддерживало, им нравилось находиться в неведении и в мире своих фантазий, - рассказывает София.
Также психолог отмечает, что шоу имеют отличительную специфику от "умного" контента – человеку не нужно напрягаться, анализировать и ждать грустного финала. Для психики, особенно в эпоху коронавирусного кризиса, это спасение.
- Телешоу имеют специфический, очень приятный и удобный для психики формат. Здесь человек видит реальных людей, наблюдает за их изменениями, анализирует и не напрягается. Эти телешоу не несут эмоционального напряжения. И особенностью их еще и есть то, что сразу изначально понятно, что все закончится положительно. В период коронавируса иметь позитивный конец психологически крайне важно. "Минимум напряжения и максимум позитива" - вот секрет их популярности, - говорит София Лагутина. – Кроме того, у людей во время коронавируса было мало эмоций в реальной жизни, а тут на экране моделируют реальные ситуации, человек видит обычных, таких же людей, которые благодаря этим шоу стали знаменитыми, и зеркальные нейроны позволяют представить себя на этом месте.
Еще одним контентом с похожим эффектом София называет пародии на музыкальные клипы звезд эстрады.
- Необычный и странный контент по типу пародий вызывает у людей сильную эмоцию интереса, это классно продуманная маркетинговая стратегия. Такой контент держит в напряжении и захватывает, плюс нестандартная форма подачи - еще больший интерес. Людям нравится, когда кто-то делает вещи не так, как принято - по-другому, против общих правил, это своеобразный протестный вариант. "Нестандартный контент" выделяется и держит в большем напряжении, - объяснила София Лагутина.
|
Положительный эффект от пародий видит и психолог Сильва Тамамян, а видео об опарышах вообще называет "бомбой".
- Пародии иногда показывают то, чего вы не замечаете, поскольку глаз замыливается, и это как раз фишка пародистов, что они покажут какую-то изюминку артиста, которого вы знаете и любите. Пародию интересно смотреть, поскольку это способ увидеть знакомое чужими глазами, это забавно и вызывает позитивные эмоции. Пародии востребованы из-за позитива, возможности посмеяться, - говорит специалист. - Разговорные шоу популяризируются через "сарафанное радио", мол, а ты видел, нужно быстренько посмотреть. То, что популярны интервью конкретных журналистов, говорит о том, что в их работе есть фишка, которую хочется слушать и смотреть. Эти интервью или похожи на правду, или, наоборот, на сказку, то, что нам приятно слышать, - улыбается Сильва.
По мнению Сильвы Тамамян, в том, что в рейтинг вошли пародии, развлекательные шоу, музыкальные клипы и даже видео об опарышах, которые едят бургер, нет ничего криминального и говорящего о низком интеллектуальном уровне смотрящих эти ролики людей.
- Это необычно, это вызывает эмоции. Все видео в этом списке эмоционально насыщены, через все проходит серебряной нитью эмоция, а люди идут именно за этим. Я, честно скажу, рада, что в этом списке нет аварий, пожаров и других ужасов. Пусть люди лучше будут смотреть на опарышей, чем на катастрофы и боль, негативные ролики, это хоть и смешанные чувства, но все равно положительные, - говорит Сильва. – Второй момент – хорошо, что эти потребности в позитиве берутся во внимание авторами. Непросто так снимаются такие легкие ролики. Народ хочет смотреть необычное, яркое. Я не считаю, что люди, которые смотрят пародии, отличаются глупостью. Во всем списке я не увидела низкоинтеллектуальных видео. Лолита и опарыши – это не глупые видео.
|
Сильва Тамамян обращает внимание, что все ролики в ТОП-10 имеют очень широкую целевую аудиторию, поэтому видео на узкие темы, например, об изучении языков или ремонте, и не попали в рейтинг.
- Общая масса, особенно если учесть, что здесь речь о людях разных возрастов, имеет запрос получить эмоции, а те ролики, которые, например, интересны мне из узкой сферы, всем другим людям могут быть неинтересны, поэтому они и не наберут столько просмотров, как пародии в рейтинге. Инженер смотрит свои видео об урбанистике в Канаде, но мне это не будет интересно, я ищу свое. А вместе с инженером, я уверена, мы будем смеяться над опарышами или пародиями, - говорит психолог. – Поэтому я и не вижу того, что нация глупая, если смотрит легкие и смешные вещи. Интересы общие, поиск эмоций, и вообще – наша нация самая лучшая!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ