Мы живем в непростое время фейков и манипуляций. Конечно, можно было бы порассуждать о том, кто в этом виноват -журналисты, политики, олигархи и т.д., но сегодня поговорим о другом: как научиться отличать манипулятивные новости от фактов?
Исследования показывают, что две трети украинцев не могут отличить ложь от правды. Одни (и их большинство) склонны верить всему, что видят и читают, другие выбрали для себя противоположную стратегию и не верят ничему.
Как сделать так, чтобы информационный поток влиял на нашу жизнь по минимуму? Почему отрицание не является признаком критического мышления? Можно ли научиться критически мыслить? На эти и другие вопросы "КП" в Украине" ответила психолог Виктория Егорова.
|
- Виктория, информация напрямую влияет на качество нашей жизни. Многие на собственном опыте убедились: прочитаешь с утра что-то жизнеутверждающее, и весь день идет как по маслу. А если из "каждого утюга" льется сплошной поток негатива, то никак не можешь собрать себя "в кучку". И, к сожалению, негатива сегодня гораздо больше.
- Да, я бы тоже не стала недооценивать влияние информации на нашу жизнь. Но есть надежный способ снизить это давление - критическое мышление, которое является своеобразным "инструментом" для проверки информации на достоверность.
- Википедия говорит, что критическое мышление - это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию. Но не можем же мы считать критически мыслящим человека, который, например, на любую информацию реагирует фразой "это все брехня"? А сейчас таких очень много, и они, кстати, считают себя очень умными и прозорливыми…
- Ставить под сомнение и с ходу отвергать, не принимать все на веру и безапелляционно отрицать - это все же разные вещи. Критическое мышление - это способность осмысливать поступающую информацию с точки зрения здравого смысла, наличия фактов, научного подхода и т.д. Если информация подтверждается документами, жизненным опытом, мнением экспертов, которым вы доверяете, ничто не мешает ее принять - это не будет говорить об отсутствии критического мышления.
- Можем ли мы говорить о том, что критическое мышление - это своеобразный антидот от неконтролируемого информационного потока? И именно оно поможет не сойти с ума, например, находясь под непрерывной бомбардировкой новостей о коронавирусе?
- Так и есть. Что касается коронавируса, то можно выбрать разные стратегии поведения. Например, можно читать только те новости и сообщения, которые несут полезную информацию именно для вас. Есть ли полезная информация для каждого из нас в ежедневной ковидной статистике? Думаю, в таком виде вряд ли, а вот панику она сеет отменно. Поэтому, если чувствуете, что очередные новости о количестве зараженных вызывают у вас страх и другие сильные негативные эмоции, попробуйте ответить себе на несколько вопросов.
Можете ли вы полностью себя обезопасить от заражения? Нет. Многие из тех, кто весь карантин сидели дома и свели общение к минимуму, все равно заразились. Поместить себя в полный вакуум ни у кого не получается.
Известно ли вам, как себя поведет ваш организм при заражении? И снова нет: есть масса случаев, когда молодые и с виду здоровые переносили болезнь очень тяжело, а люди из групп риска с хроническими заболеваниями - сравнительно легко. Сегодня даже медики признают, что они бессильны давать какие-либо прогнозы.
Можете ли вы снизить риск заражения? А вот на этот вопрос отвечаем утвердительно: да. Мы можем снизить риск заражения, если будем соблюдать меры предосторожности, не вестись на примитивные манипуляции "сегодня намордник - завтра ошейник", не будем бояться показаться в маске испуганными или смешными. Да, 100%-ной гарантии нет, но - и об этом сегодня говорят многие медики - мы снизим возможную вирусную нагрузку и, соответственно, болезнь в случае заражения будет протекать менее тяжело.
- Многие считают, что распознать манипуляционную информацию очень легко. Мол, уже начиная с заголовка она жмет на эмоции с помощью слов "шок", "кошмар", "ужас" и т.д. Но, наверное, такие грубые манипуляции - это уже вчерашний день, и сегодня СМИ действуют более осторожно и утонченно. Кстати, недавно читала результаты исследования: читатели доверяют статьям со сканами документов, хотя сами сканы даже не просматривают.
- Понятно, что мы не можем тщательно проверять всю поступающую информацию - на это при всем желании не хватит ни времени, ни сил. Я вижу выход в том, чтобы фильтровать информацию еще на "входе" и отсеивать ту, которая лично вам не нужна. Особенно, если чувствуете, что подгружаетесь негативом (расстраиваетесь, пугаетесь) и никак не можете повлиять на ситуацию. И обязательно помните о том, что средства массовой информации "продают" нам новости, поэтому какие-то моменты ими сознательно преувеличиваются, усугубляются, ужесточаются и т.д. Пресные новости никому неинтересны.
Кстати, если говорить о восприятии информации, то есть еще один момент. Для многих людей ни источники, ни методы распознания манипуляций не имеют никакого значения, поскольку они отвергают то, что не хотят воспринимать в силу уже имеющихся убеждений, и впитывают то, что совпадает с их взглядами. В таком случае важно с вниманием относиться к альтернативной точке зрения, задавать себе вопросы и быть готовым получить ответы, которые могут не понравиться, и в результате даже при ограниченных знаниях и опыте прийти к адекватному собственному мнению.
- К сожалению, критическим мышлением могут сегодня похвастаться далеко не все. Можно ли его развить?
- Разумеется, в любом возрасте его можно и нужно развивать, задавая себе дополнительные вопросы. Насколько надежен ресурс, опубликовавший информацию? Можно ли найти первоисточник? Приведены ли в материале "за" и "против" или, как вариант, аргументы конфликтующих сторон, разные точки зрения и т.д.? Насколько приведенные аргументы убедительны? Не пытается ли автор надавить на ваши эмоции вместо того, чтобы беспристрастно подать факты? Нет ли в представленных данных противоречий?
Разбираясь таким образом с входящей информацией, человек чувствует, что начинает относиться к ней более спокойно и взвешенно. Со временем приходит навык защищаться от недостоверных сведений, избегать информационных ловушек и адекватно воспринимать окружающую нас действительность.
В ТЕМУ
1. Заголовок обещает "шок", "сенсацию", "ужас" и т.д. Общеизвестно, что самая "влиятельная" эмоция - это страх.
2. Лексика в тексте чрезмерно эмоциональна и изобилует эпитетами.
3. Не указан первоисточник.
4. Представлено мнение лишь одной из сторон конфликта.
5. В тексте много поведенческих установок: "мы им покажем", "выходите все на площадь", "надо разобраться!" и т.д.
КСТАТИ
Правильные вопросы
Услышав тревожную для себя информацию, эксперты кадрового портала
*насколько я в это верю,
*насколько понятна ситуация,
*насколько ситуация типична или проблемна,
*все ли факты можно считать достоверными,
*все ли аргументы выглядят убедительно,
*нет ли в тексте противоречий,
*какие есть варианты решений,
*какими осложнениями это чревато лично для меня,
*что я могу сделать для улучшения ситуации.
Разобравшись таким образом со сложной ситуацией, человек не только успокоится, но и будет иметь приблизительный план для дальнейших действий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ