Сегодня на должность и.о. ректора Национального авиационного университета, по приказу МОН, вступил Римвидас Хращевский. Он пилот, инструктор по полетам, у него более 15 лет преподавательского стажа в таких учебных заведениях как Харьковский национальный университет Воздушных Сил им. И. Кожедуба, НАУ, Кропивницкая летная академия НАУ. В интервью он рассказал о задачах, которые ставит перед собой в новой должности и очертил пути их реализации.
- С сегодняшнего дня вы вступаете в полномочия главы НАУ. Как в целом оцениваете ситуацию с таким кадровым решением МОН? Но, как считаете, удастся сразу приступить к непосредственной работе, учитывая попытки сопротивления со стороны бывшего руководства?
- Вы знаете, я приветствую решение МОН, потому учебное заведение, которое специализируется на подготовке специалистов в авиационной отрасли не может возглавлять топ-менеджмент, который не имел никакого представления о самой авиации, о том, как она меняются, как развивается, в том числе и с точки зрения воспитания кадров.
Я лично не испытывал никакого сопротивления, и считаю, что в нем нет никакого смысла. Впереди много работы по всем без исключения направлениям: начиная от подготовки инженерно-технического состава, диспетчерского состава, самих пилотов и заканчивая условиями проживания студентов.
Я знаю, как это делать. Мой опыт и команда, которая будет работать со мной, представили свое видение развития университета руководству МОН, и оно нашло поддержку. А потому, мы взяли на себя ответственность за результат, и готовы его достигать.
- Вы человек из авиации, державший в руках штурвал, учили непосредственно пилотов взлетать в небо. А НАУ один из профильных вузов Украины, который готовит такие кадры. Как готовит сегодня? И конкурентны ли наши специалисты?
- Увы, но НАУ потерял свой статус "кузницы авиационных кадров". Я не хочу вдаваться в полемику, когда именно и почему так произошло, потому что пришел не для этого. А для того, чтобы отработать, осовременить эту школу, стать, как вы сказали конкурентоспособными не только в Украине, но и за ее пределами.
- Довольно амбициозно. С чего будете начинать?
- Прежде всего надо начать с научно-педагогических кадров. Начнем с того, что мир уже действительно далеко в этом направлении пошел, а НАУ несколько отстает. Поэтому надо повышать квалификацию прежде всего научно-педагогического персонала и получать лицензии на право преподавания - не в том смысле, чтобы получать образование бакалавра или магистра, а в том, чтобы этот научно-педагогический персонал имел право преподавать дисциплины пилотам.
Сегодня есть ряд документов, согласно которым, только пилоты и те, кто имеют лицензии на право преподавания, могут обучать будущих пилотов. Именно поэтому, первая задача - это уровень нашего научно-педагогического персонала.
И это большая задача, потому что в НАУ кадры сегодня выхолощены. За последние 3-4 года университет "перепрофилировался" на гуманитарную составляющую, в то время, как техническая - оказалась в стороне.
- Речь о подготовке кадров для гражданской авиации?
- Я считаю, что в Украине должна быть разработана и реализована единая система подготовки авиационных специалистов, как для государственной авиации, так и для гражданской. Поэтому, одним из моих первых шагов, будет инициирования рабочей группы, в которую буду предлагать включить специалистов из Минобороны, из ГСЧС, сектора частной авиации, специалистов по гражданской авиации, и начнем работу на государственном уровне по созданию новой системы подготовки пилотов Украины. Мы уже проводили расчеты. Это позволит не только выйти на высокие стандарты, объединенные усилия, но и на экономию государственных средств. С МОН уже тоже былоб этом разговор, и нас поддержали. Поэтому будем выполнять эту задачу.
- А что касается непосредственно самого университета? Знаете о его проблемах? Жизнь студенчества?
Если говорить в этом контексте, то, к сожалению, таких проблем накопилось очень много. Я еще когда работал доцентом на кафедре безопасности жизнедеятельности, то скажем так, испытывал их на себе. В аудиториях холодно, зимой студенты в некоторых из них не снимают верхнюю одежду. В учебных корпусах отсутствуют подводы горячей воды, нет ни бойлеров, ни каких-либо доступных сегодня источников альтернативной энергетики.
Актуален и вопрос цифровизации в НАУ. Другие вузы далеко ушли в этом направлении. Электронная карточка студента, преподавателя, единая электронная система обмена информацией. От пропускного режима, к проверке контрольной работы. Это уже даже не прихоть, а требование времени, направленная на эффективность учебного процесса и комфорт. Поэтому и это задание перед собой тоже ставлю.
- Об условиях проживания в общежитиях знаете? Уже интересовались?
- Общежития требуют капитальных ремонтов. Этот вопрос на повестке дня. И есть большая проблема с пожарной безопасностью. Фактически, нормы ее соблюдения, тотально проигнорированы едва ли не в каждом здании вуза.
Нет и спорткомплекса, от него есть только "остатки". В этом вопросе мы рассчитываем на поддержку со стороны МОН. В общем, работа над улучшением условий обучения студентов - один из приоритетов.
Я уже встречался со студентами, как раз летного факультета. Потому что они первыми начали бить тревогу. На базе Черниговской авиационной школы пилотов мы встречались с ними, услышали об их беды организационного характера. Услышали об игнорировании их потребностей со стороны администрации.
Моя позиция в том, что учебное заведение существует, чтобы предоставлять образовательную услугу студентам. Для улучшения обучения и воспитательного процесса обратная связь должна быть обязательно.
- А о работе структурных подразделений НАУ? Их несколько, даже в других городах.
- Вы правы. И здесь хочу вернуться к вопросу летной подготовки. То, что сегодня сделано в НАУ, я считаю, что сделано неправильно. Поскольку у нас есть структуры и подразделения в Кропивницком. Я считаю, что мы должны иметь один сертификат НАУ, в рамках которого будут готовиться специалисты, как на основной базе пилотов в Киеве, так и в Кропивницком. Это даст нам объединить эти усилия и стать мощным учебным заведением, которое готовит специалистов транспортной авиации для государства.