Успешность ребенка в школе и дальнейшей жизни во многом зависит от его умения выстраивать отношения - с учителями, сверстниками.
|
Поступая в школу, первоклашки проходят через определенные психологические изменения. В дошкольном возрасте у них ведущей деятельностью была игра. Теперь на первый план выходит учеба. В младшей школе ребенок впервые учится строить деловые партнерские отношения, а не только отношения "нравится" или "не нравится".
В начальных классах дети могут воспринимать как агрессию любое любопытство и внимание по отношению к себе со стороны одноклассников.
- Задача родителей на этом этапе - научить ребенка видеть, кто из одноклассников может стать ему другом, а кто - нет. Помогайте ребенку понять, как его одноклассники проявляют себя в деле, как ведут себя по отношению к нему и другим детям. Делайте акцент на таком важном моменте в общении, как взаимовыручка, - говорит психолог.
До четвертого класса детям еще сложно проявлять подлинное сотрудничество. И здесь родителям и учителям нужно прицельно обращать внимание деток на то, как плодотворнее проявить себя в совместной деятельности: как договориться, как найти общий язык, как помириться и определить, что твой друг не хотел тебя обидеть. Важно: пусть ребенок чувствует и видит, что родитель и учитель - те, кому он может доверять и кто поможет ему решить возникающие трудные моменты.
Первые три месяца в школе - это время адаптации для первоклассников, им пока не до новых отношений. А вот дальше ребенок психологически уже готов заводить друзей.
- В начальной школе дружеские связи, как правило, неустойчивые. Обычно дети 6 - 9 лет дружат по принципу, с кем чаще взаимодействуют, сидят за партой, живут в одном доме... Начиная с третьего класса эти связи дополняются личными симпатиями и общением по сходству интересов, - подчеркивает Марина Розенова.
Подросткам важно принадлежать к определенной группе, ценности которой они разделяют. Поэтому они часто одинаково одеваются, им важно иметь одни и те же вещи, телефоны, прически и т. д. Это дает им возможность относить себя к определенной группе друзей, но на самом деле с дружбой в этом возрасте не все так просто.
Главная задача родителей и учителей на этом этапе - научить ребенка не терять свою индивидуальность и за внешним антуражем группы видеть личность другого человека.
- Хорошим подспорьем могут стать семейные фильмы, сериалы и их обсуждение. Например, "Сто дней после детства", "Розыгрыш"... Современные фильмы для подростков, ориентированные на товарищество, преодоление сложных ситуаций. Эстонский фильм "Класс" - один из ярких примеров, - рекомендует психолог.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ