После инцидента в поезде Киев – Мариуполь 1 августа, когда мужчина напал на пассажирку, избил ее и попытался изнасиловать, "Укрзалізниця" запустила пилотный проект по охране пассажирских поездов силами сотрудников своей собственной военизированной охраны (ВОХР). И с 25 августа 40 сотрудников ВОХР ежедневно начали патрулирование вагонов в десяти поездах.
"У нас есть ведомственная военизированная охрана… Она сопровождает грузовые поезда, а так будет сопровождать еще и пассажирские. На этом этапе мы выбирали те поезда, которые, по нашему мнению, имеют наибольший спрос, или те, где, конечно же, частые случаи", - сообщили в пресс-службе компании.
Судя по всему, под "случаями" подразумеваются пьянство, хулиганство, нарушение общественного порядка и тому подобное, за что положен штраф или другое наказание. Поездами с наибольшим спросом и с частыми случаями названы следующие: №10/9 Мариуполь - Киев; №29/30 Киев - Ужгород; №38/37 Киев - Запорожье; №49/50 Киев - Трускавец; №63/64 Харьков - Киев; №79/80 Днепр - Киев; №92/91 Львов - Киев; №102/101 Киев - Херсон; №106/105 Одесса - Киев; №136/135 Киев – Покровск.
По словам и.о. главы правления АО "Укрзалізниця" Ивана Юрика, сотрудники ВОХР обеспечены спецформой и спецсредствами. В одном поезде будут двое охранников.
- Мы постараемся удержать гендерный баланс,и в паре будут работать мужчина и женщина. Где будет не хватать - только мужчины, - сказал Иван Юрик.
В ведомстве "КП"в Украине" разъяснили: сотрудники ВОХР будут патрулировать вагоны поезда каждые два часалибо их по необходимости будет вызывать проводник или начальник поезда для решенияпроблемы на месте. В остальное время вохровцев можно будет найти на месте их дислокации в поезде – в служебном купе в вагоне, следующим за штабным вагоном.
- Неужели они будут вламываться в купе? А как же приватность, нарушение личных прав и свобод? – задастся вопросом строгий поборник законности. В компании успокаивают: сотрудники военизированной охраны не будут открывать двери в купе. Предполагаем, что к моменту их прибытия все двери и так будут открыты нараспашку в силу того, что вагонные инциденты редко ограничиваются пределами одного купе.
"Укрзалізниця"давно уже говорила о необходимости вернуть в вагоны пассажирских поездов полицейских. После реформирования (читай: ликвидации) транспортной милиции Украины в 2012 году следить за порядком в плацкарте и купе стало некому. Если ж/дгрузы еще сопровождают добры молодцы с оружием, то безопасность пассажиров - дело рук самих пассажиров, проводников вагонов и начальника поезда. Которые ну никак не смогут противостоять вооруженным грабителям, неадекватным насильникам или буянам в алкогольном угаре.
Железнодорожники обращались в Нацполицию, мол, придумайте что-нибудь. Ведь кроме нанесения ущербаздоровьюпассажиров имеетместо и порча имущества железной дороги. Но в полиции не ответили.
- "Укрзалізниця"внедрила пилотный проект с 25 августа по 31 декабря2020 годапо охране пассажирских поездов собственными силами, - рассказали "КП"в Украине" в ведомстве.
- Транспортная милиция была реструктуризирована в рамках оптимизации министерства. Согласно статистике МВД, у транспортной милиции было мало работы - в среднем в месяц в транспортной милиции было три дела на следователя, - говорила в 2015 году тогдашняя замминистра внутренних дел Украины Эка Згуладзе. Обеспечивать охрану на железной дороге, по ее словам, с тех пор должна криминальная полиция. Однако если в поездах и были замечены правоохранители, то только в качестве пассажиров.
Мы поговорили с бывшим сотрудником администрации "Укрзалізниці", который нелестно отозвался о транспортной милиции и ее функциях на железной дороге. Нынешнюю инициативу "УЗ"он поддержал.
- Несмотря на наличие транспортной милиции в поездах, все вопросы решали правоохранители на местах. Свой функционал транспортная милиция не выполняла. Зато в каждом поезде она имела два пассажирских места, которые успешно продавались желающим уехать. "Крышевала" торговлю в поездах, с которой железная дорога все время боролась. За сопровождение заключались миллионные договоры.В теории – за обеспечение порядка и безопасности. На практике – отсутствие какого-либо контроля и "крышевание", - рассказал Леонид П. – На моей практике транспортная милиция заходила в поезд на станции, проходила его сквозняком – и выходила на следующей станции. Толку не было никакого.
После ликвидации транспортной милиции функции правоохранителей взяли на себя проводники, начальник поезда, локомотивные бригады. То есть в случае инцидента начальник поезда дает задание локомотивной бригаде и те вызывают полицию по месту прохождения поезда. Все дальнейшее решает именно местная полиция. Что же касается сопровождения пассажирских поездов силами военизированной охраны "Укрзалізниці", то я считаю это правильным, – говорит железнодорожник.
Действительно, как рассказали в "Укрзалізниці", при необходимости сотрудник ВОХР имеет право применять спецсредства (наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества) – в случаях, предусмотренных законодательством.
Пробные поездки сотрудников ВОХР должны отладить алгоритм их взаимодействий с пассажирами. Например, логично, если охрана потребует прекратить пьяный дебош в плацкарте или выгнать курильщиков из тамбура – все-таки место общественного пользования и дымить там себе дороже.
В железнодорожной компании также пообещали продолжить установку новых камер видеонаблюдения. Да, они есть не в каждом вагоне (но это не повод для пьяного разгуляя там, где пока нет "всевидящего ока"), а определить их наличие можно по предупреждающей надписи.
- Камеры расположены в коридоре пассажирского вагона, а в некоторых вагонах – дополнительно установлены камеры в тамбурах, - предупреждают в "Укрзалізниці".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
После резонансного избиения проводникам разрешат пользоваться газовыми баллончиками