Печальный для школьников факт: половина лета уже прошла, и до 1 сентября всего месяц. Между тем прошлый учебный год у детей и так выдался непростым. Три месяца дети учились на удаленке, и для одних школьников (и их родителей) это обернулось стрессом, а другие изрядно расслабились. Стоит ли сажать ребенка за учебники, чтобы остатки знаний окончательно не выветрились из головы? Так что, пора раскрывать кошелек репетиторам? Разбираемся вместе с экспертами.
Вообще потерю школьных знаний за лето исследователи изучают больше ста лет. За это время ученые сделали ряд интересных выводов.
Во-первых, сильнее всего обычно проседают знания по математике, а вот грамотность почти не меняется. Во-вторых, откат знаний за лето в среднем оказался равен примерно одному месяцу учебы. Но в начальной школе он меньше, а вот старшеклассники забывают за лето до четверти пройденного!
В-третьих, дети из менее благополучных семей забывают за каникулы гораздо больше, чем их сверстники.
Казалось бы, решение очевидно: сажай ребенка за книжки с июня, и будет он отличником! Но все не так просто.
- Мы изучили эффективность различных летних образовательных программ и пришли к неоднозначным выводам, - рассказывает Дэвид Куинн, доцент Университета Южной Калифорнии, США. - Дорогие варианты, например, специализированные языковые или математические лагеря, бывают не по карману родителям тех детей, которым они действительно могли бы помочь. Обычно туда отправляются дети, у которых и так хорошие оценки по этим предметам. А летние занятия с репетиторами часто превращаются в наказание для ребенка, и эффект от них тоже невелик.
Чтобы выжать из летней учебы по максимуму, ученые рекомендуют концентрироваться на фактических данных из школьной программы и делать упор на практические занятия - тогда потери в знаниях за каникулы будут минимальными.
У психологов насчет летних уроков иное мнение. Они согласны, что тыкать ребенка носом в учебники бесполезно, если только вы не хотите привить ему отвращение к учебе. Зато лето - самое время для развития других навыков - коммуникабельности, креативного мышления, лидерства и работы в команде. А это все пригодится не только в школе.
- В обычной ситуации мы рекомендуем отправить ребенка в летний лагерь, - рассказывает психолог, гештальт-терапевт Светлана Александрова. - Конечно, это тоже не каждому подойдет: для интровертов, замкнутых детей и особенно для малышей лагерь может оказаться большим стрессом. Так что начинать нужно с небольших смен, 1 - 2 недели. Однако сейчас многие детские лагеря не работают, так что можно попробовать занятия на городских площадках - в парках и детских центрах.
К сожалению, онлайн-смены в лагерях и занятия по интернету в этом плане малоэффективны. Они могут быть интересными и полезными с точки зрения новых знаний, но более коммуникабельным и креативным с их помощью станешь вряд ли.
ВАЖНО
На что обратить внимание:
В ТЕМУ
Так что же делать родителям? Для начала самим пролистать школьные учебники на год вперед. Возможно, с некоторыми темами получится ознакомиться заранее - например, сходить на выставку в музей или посмотреть фильмы и обучающие видео. Не ограничивайте ребенка книжками и тетрадками - этого ему хватит и в течение учебного года, а старайтесь сделать занятия более развлекательными.
Когда есть смысл обращаться к репетиторам? Эксперты уверены, что занятия тет-а-тет летом нужны лишь в трех случаях:
В любом случае стоит помнить, что учителя прекрасно знают, сколько выветривается из голов их учеников за три месяца. Поэтому первые две недели учебы обычно рассчитаны на повторение и вспоминание материала. Так что если серьезных проблем у ребенка нет, не стоит заваливать его упражнениями раньше времени.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ