Ежегодно проведение тестов в Украине вызывает шквал критики: из-за ошибок в заданиях, из-за организации процесса. В этом году добавился коронавирус. Карантинная ситуация с проведением внешнего независимого оценивания держит выпускников и их родителей в нервном тонусе: ВНО то начинают, то отменяют. Во вторник, 16 июня, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заверил, что причин для отмены ВНО нет – а уже 17 июня президент Зеленский подал в Раду законопроект об освобождении в 2020 году школ от обязательной итоговой аттестации, то есть школьникам предлагается сдавать ВНО по собственному желанию (естественно, в том случае, если они не собираются поступать в вуз).
Почему каждый раз перед ВНО родители, абитуриенты, педагоги начинают литрами пить валерьянку, а репетиторы работают, света белого не видя? Почему процесс оценивания очень часто сопровождают если не скандалы, так неприятные случаи, ошибки, огрехи? Действительно ли все так сложно и нервно в этом ВНО?
Автор этого материала, закончив школу в 1994 году, в 2008-м в виде журналистского эксперимента записалась на ВНО по истории Украины и украинскому языку. Не готовилась и учебников не читала – ибо работа, семья... На тестах часть ответов всплыли из памяти, -спасибо школе, - на какие-то вопросы ответы были интуитивными, ну и часть заданий были выполнены по принципу "аби було". Итог -176 баллов по истории и 180 по украинскому языку. В принципе, при желании поступить в вуз с небольшим конкурсом, например, только ради диплома – это было бы можно сделать легко.
Ну и соответственно, возник вопрос: почему школьники, посвящающие последний учебный год изучению необходимых для ВНО предметов, так переживают? Неужели школа плохо готовит детей к выпуску?
- Если судить по тому, что большинство выпускников пользуются услугами репетиторов – то школа не очень хорошо готовит, - считает президент корпорации "Гранд", ученый, бизнесмен, писатель Владимир Спиваковский. - И мало хорошего еще в том, что в 10-11-х классах выпускники начинают готовиться только к ВНО в ущерб овладению другими знаниями - бизнесом, английским языком, компьютерными технологиями, креативом, кейс-уроками и десятками нужных компетенций.
На вопрос "Нужно ли нам вообще ВНО?" эксперт отвечает:
- Только если оно выполняет функцию качественного улучшения знаний, а не просто формального заучивания наполовину ненужной информации. Если оно дисциплинирует процессы овладения знаниями, умениями и компетенциями. И если не влечет за собой панических настроений и хаотического менеджмента среди учеников и родителей, даже в условиях тотального карантина. Знаете, в большинстве стран существуют аналоги ВНО, и они проходят организованно, заблаговременно (не только летом) и не влекут за собой драматизма, трагизма и протестных действий. Значит, и у нас все можно организовать в гораздо лучшем алгоритме.
|
В Украинском центре оценивания качества образования (УЦОКО) не раз заявляли: "Внешнее независимое тестирование базируется на проверке знаний абитуриентов только в соответствии со школьной программой. Тесты ВНО содержат задания различного уровня сложности. Поэтому если абитуриент хорошо усвоил школьную программу, то он обязательно успешно пройдет тесты".
Увы, немного все не так. Мама выпускницы этого года посетовала, что во время подготовки к ВНО и прохождении пробного ВНО ее дочь столкнулась с проблемами.
- Например, в задании были приведены две строки из стихотворения, и нужно было указать автора. Перерыв учебную литературу, узнали, что это стихотворение Григория Сковороды, однако в школьной программе этого произведения точно не было, - рассказала "КП" в Украине" киевлянка Татьяна Лебедева.
В прошлые годы были обнаружены несовпадения вариантов ответов в украинской и российской версиях тестов и неверная нумерация ответов. В одном задании по украинской литературе было сразу два правильных ответа. Был случай, когда в задании по все той же украинской литературе не было однозначно правильного ответа, и тогда комиссия УЦОКО решила начислить балл всем, кто отвечал на этот вопрос. А в 2015-м отрывок из текста украинского автора абитуриенты должны были проанализировать и ответить, что именно хотел сказать автор. При этом здравствующего автора не спросили ни о разрешении использовать его произведение в тестировании, ни о том, что же он как автор хотел сказать…
В УЦОКО говорят: ошибки возникают из-за того, что доступ к производству тестов имеет очень ограниченное число людей. Имена и фамилии авторов – закрытая информация. Они имеют доступ только к своей части теста. Повторно вычитывать или высчитывать задания просто некому. Получается, ошибки – это цена конфиденциальности тестовых заданий.
- Система образования не понимает, какими должны быть школьные тесты в XXIвеке, и поэтому не может сформулировать техническое задание авторам тестов. А те подстраиваются под действующие учебники, которые часто морально устарели, - рассказывает Владимир Спиваковский. – Я могу привести примеры по истории. 90% взрослых людей негодуют, зачем запоминать даты и имена без понимания исторических процессов? И каждый год те же самые взрослые дают детям вот такие тесты. Например: "Какой князь объединил Волынь и Галичину в одно княжество - Всеволод ІІ Ольгович, Ярослав Осмомысл; Владимир Ярославич или Роман Мстиславич?", "Папа Римский передал королевские регалии Михаилу Всеволодовичу, Юрию-Болеславу ІІ, Данилу Романовичу или Роману Мстиславичу?", "Князь Болеслав имел православное имя Лев, Андрей, Юрий или Иван?"… Жаль, чтонет ни одного вопроса с ответами в более содержательных формулировках с вариантами ответов. Например, "Почему N пошел войной на Q?", "Какие сложности испытывала Украина в тот период?", "Каких результатов добилась Украина в ходе сражений (защиты, нападения…?)" и т.д. Нам нужна история для думания, а не только для запоминания дат, имен и войн. Просто у нас ставят не те задачи, потом все страдают, но никто не виноват.
Пожалуй, сдавай автор ВНО сейчас, вряд ли бы смогла даже интуитивно ответить на все эти вопросы. Но об изменениях в теории и практике оценивания выпускников говорить можно и нужно. Если изменения в организации сдачи ВНО и в заданиях будут больше соответствовать здравому смыслу и совершенствованию знаний, то это можно только приветствовать. В конце концов, не могут же тесты десятилетиями быть одними и теми же…
Пока ничего другого не придумано, абитуриенты будут сдавать внешнее независимое оценивание для поступления в вузы. Других механизмов зачисления в высшие учебные заведения в Украине нет и не предвидится. Так что можно критиковать все стороны ВНО, однако один из его элементов пока незыблем – противодействие коррупции.
- Внешнее независимое оценивание процентов на 80% спасает наше образование от взяточничества и коррупции, но не это должно быть его основной целью, - отмечает Владимир Спиваковский. - Антикоррупцией должны заниматься полиция, суд, прокуратура и другие правоохранительные органы, которые имеют все рычаги борьбы с этим злом.
|
Эксперт в сфере образования Ольга Стрелюк добавляет, что именно сдача ВНО с хорошим результатом дает гарантию поступления в вуз, тогда как массовые вступительные экзамены этого не гарантировали вовсе.
- Да, ВНО предоставляет право честного поступления в вузы, и я не совсем понимаю, когда говорят, что вузы против внешнего независимого оценивания. Наоборот, ректоры многих украинских вузов открыто декларируют свою поддержку внешнему оцениванию. Мне кажется, они где-то рады, что в формате ВНО утратили возможность влияния на абитуриентов, что к ним не идут определенные люди с целью "договориться", - рассказала Ольга Стрелюк.
|
Что же до дилеммы "отменить ВНО нельзя проводить", тут эксперт убеждена: перенос или отмена внешнего независимого оценивания возможны только в условиях возобновления полного карантина:
- Если эпидемиологическая ситуация в стране ухудшится, то нужно снова закрывать метро, общественный транспорт, парки, кафе, рестораны и переносить ВНО. Отложить проведение тестирования и при этом оставить другие места массового скопления людей не совсем разумно. Украинский центр оценивания качества образования заверил, что выполнил все рекомендации Минздравапо организации пунктов тестирования – организовал социальную дистанцию, обеспечил средствами защиты, санитайзерами и т.д., то есть взял на себя ответственность за процесс. При таких условиях внешнее независимое оценивание проводить можно.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Наказывают ли составителей тестов за ошибки в заданиях?
Оказалось, нет, никаких карающих процедур не предусмотрено. С одной стороны, задание, в котором один абитуриент увидит ошибку, кому-то будет вполне понятным. С другой - технические огрехи играют на руку тестируемым - они получают балл за него как за выполненное. И если увольнять за каждую промашку, качество тестовых заданий может упасть еще сильнее…
Татьяна Вакуленко, замдиректора Украинского центра оценивания качества образования:
- Система разработки тестовых заданий для ВНО предполагает трехлетний цикл. Сначала задание разрабатываются экспертами, затем его проверяют трое независимых оценщиков. Потом задание идет на апробацию и после успешной апробации оно может идти в тест.
В комиссию, которая устанавливает правильные/неправильные ответы, входят 12 экспертов отрасли - среди них есть ученые, преподаватели вузов, учителя школ и т.д. Они подтверждают правильность определений и ответов (ключей).
Например, в прошлом году в заданиях по истории Украины был задание, предусматривающее понимание исторических процессов и к нему было много претензий. Однако абсолютно все члены комиссии подтвердили, что это задание правильное. И все вопросы можно направить к тому, как преподается эта тематика в школе.
Ошибка с фотографией церкви в вопросе из истории Украины, как в прошлом году, вызвана не неправильным заданием, а технической ошибкой верстальщика. Он взял для макета не то фото. Задание с цитатой украинской писательницы сформулировано в новом компетентностном ключе, и нужно было анализировать информацию, искать тайные смыслы у автора. Конечно, эти задания не самые распространенные в школе и часто вызывают непонимание у участников тестирования.
Так что когда мы говорим об ошибках в тестах, я бы не была категоричной. Но для того, чтобы поставить компетентностные задания в тестах, нужно внедрить компетентностный подход в учебе.
Пока же за задание, в котором обнаружены технические ошибки, всем участникам начисляется балл как за задание, выполненное верно.
Ольга Стрелюк, эксперт в сфере образования:
- Да, в тестовых заданиях встречаются неточности, но они не влияют на возможность поступления в вуз. В большинстве случаев решения по ответам на эти задания принимаются в пользу абитуриента.
Еще хочется отметить, что специалисты в УЦОКО владеют уникальными методиками составления тестов, и уволить кого-то за недочет - легко, но кто придет вместо него? И составит тест так, чтобы там была хотя бы одна ошибка, а не десятки? О случаях увольнения кого-то за неверно составленные задания или ответы, я не слышала.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Украина - родина португальцев, или Откуда в учебниках появляются уникальные теории