22 декабря
Загрузить еще

Готовимся к ВНО: Учительница из Ровно создала карточную игру о коварных ударениях

Готовимся к ВНО: Учительница из Ровно создала карточную игру о коварных ударениях
Фото: Катерина Островская.

В прошлом году настоящим хитом Youtube стала песня выпускника из Черновцов Игоря Гавриша, в которой он зарифмовал в грамматический рэп более 200 слов, ударения в которых вызывают у украинских школьников сложности. Песню "Наголос генг" выпускники восприняли на "ура", ведь запомнить просто так столько коварных слов – дело обязательное, но непростое. Педагог из Ровно Катерина Островская решила эту проблему по-своему: разработала авторскую игру в карты, вот только в ней важно не то, чем бить, а как правильно говорить.

На игру ушла неделя отпуска

Катерина Островская в школьной системе уже 11 лет, рассказывает, ударения – одна из тех тем, в которой "плавают" не только дети, но и многие взрослые. Заучивать орфоэпический словарь – скучно и неэффективно, а за те 5 часов, которые выделены на ударения в программе, все сложные слова не выучишь.

Идея создать игру, чтобы школьникам раз и навсегда запомнить, как правильно звучит то или иное слово родилась давно, вот только воплотить ее в жизнь Катерина никак не успевала – за планами и проверками тетрадей было некогда.

- Игра в мой летний отпуск, потому что в другое время нет и минутки! Я полностью неделю выделила на работу, чтобы не отвлекаться, и закончить проект, - рассказывает "КП" в Украине" учительница. – Мне хотелось создать не просто игру, а метод запоминания, в основе которого будет лежать мнемоника и эйдетика (помогают запоминать информацию через образное и ассоциативное мышление – авт.). Я по своему педагогическому опыту вижу, что простое зазубривание современным детям не интересно, они не хотят идти таким путем и тратить время на то, что им не интересно. Поэтому учителю нужно сейчас искать такие способы, чтобы материал ложился в голову, и запоминался автоматически. В картах как раз я попробовала использовать разные способы усвоения информации – кому-то легче воспринимать материал визуально, кому-то – на слух, кому-то запоминать символ.

Так, в картах 6 мастей и 5 номеров – номер означает тот слог, на который падает ударение слова, приведенном на самой карте. Например, на карте "1 сердечко" написаны слова – "кУрятину", "кАмбалу" - это означает, что ударение падает на первый слог,  "5 молния" - на пятый, а также карта для слов, у которых допускается два ударения "завждИ" и "зАвжди".

- Поэтому просто глядя на карту, ты запоминаешь цифру, и у тебя автоматически идет ассоциация: сердечко – 1, солнышко – 2, листок – 3, - объясняет Катерина.

Пишут коллеги из других регионов

В колоде 65 карт. На каждой из них свой номер, символ, яркая картинка и замысловатое предложение. Например, "Ма́буть так, як і мабу́ть, може буть або не буть", "Від магісте́рської роботи про тім'яни́й шов і симетрі́ю черепа не відвести́ очей", "Треба зра́ння пити ла́те, щоб зо́зла све́рдлом не стати". Как объясняет Катерина, предложения составляла специально небанальные, которые сходу так просто правильно и не прочитаешь.

- В процессе игры эти  предложения-бессмыслицы игроки произносят вслух, и так привыкают говорить эти слова правильно, на карте, которая всем видна, ударения выделено. Другие игроки, которые сидят за столом, слушают и контролируют. Проблема многих обучающих настольных игр в том, что всегда нужен кто-то, кто будет экспертом в теме, в моей же игре все прописано, нужно только запомнить материал. Пока ребенок за игрой контролирует участника, который читает вслух, он и сам читает эти слова на карте и запоминает их, - рассказывает Островская.

По правилам, за каждую неправильно прочитанную карту набираются штрафные балы, а победит в игре тот, кто наберет меньше всего. Чтобы игра не превратилась в скучную вычитку предложений в группах, педагог ввела ряд дополнительных правил – чтобы азарт у детей не пропадал.

Свою разработку Катерина Островская уже показала ученикам, в "Наголоси́ на́голоси" ребята играли с удовольствием, некоторые потом делились, что предложения-бессмыслицы так заседают в голове, что контрольные слова теперь не забудешь, как бы не старался.

Нередко учительнице в "Фейсбуке" пишут учителя из других школ и регионов и просят игру и себе. Сейчас Катерина оформляет авторские права.

- Самым сложным было скомбинировать фразы, чтобы оставался хоть какой-то смысл, - улыбается. – Отзывы от других педагогов об игре очень положительные, ею заинтересовались и наши местные власти, говорят, что, возможно, будут выпускать ее хотя бы для школ города, но еще посмотрим, как получится. Теперь хочу проработать так еще несколько тем, уже есть идеи, но пока не могу – жду отпуска!

Фото
Фото
22 Марта 202014:39

КСТАТИ

Кроме ударений выпускники теряются в творческом задании

- Самое сложное для  многих выпускников – открытое  задание, в котором нужно написать  сочинение, но это нормально, поскольку  это задание рассчитано на  проверку абсолютно всех навыков. Когда пишешь сочинение, показываешь, как хорошо знаешь правила, умеешь  мыслить, строить предложения. Фонетика  также вызывает сложности –  она забывается, на нее не выделено  мало часов. Проблемы у учеников  есть и с текстами. Нужно больше  работать, чтобы дети правильно  читали и понимали написанное, умели читать между срок.

СОВЕТ ДЛЯ ВЫПУСКНИКА

Смартфон – лучший помощник для подготовки к ВНО

- Я всегда советую не  пренебрегать новыми возможностями. Сейчас нет необходимости просиживать в библиотеке над учебником, как раньше: можно подписать на телеграмм-каналы, и получать тестовые задания с объяснениями, видео, правильными ответами. Сидишь, например, в очереди – получил задание, слушай, делай, повторяй. Можно не играть в стрелялки, а поиграть в игру, которая связанна с языком и правилами. Рекомендую загружать разные приложения, чтобы всегда иметь под рукой справочник, и постоянно учиться, - советует учитель Катерина Островская.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Готовимся к ВНО, не выходя из дома, по онлайн-ресурсам

Дистанционно можно подтянуть едва ли не любой предмет: можно серьезно, а можно и с юмором.

 

Новости по теме: Украинский язык учителя ВНО