22 декабря
Загрузить еще

Вошли в историю, испортив фреску Рафаэля

Вошли в историю, испортив фреску Рафаэля
Фото: Фото: скриншот видео

В последние пару дней в соцсетях активно обсуждают (читай, ругают) неких Лену и Тамару из Винницы, якобы выцарапавших свои имена на фреске Рафаэля Санти XVIвека в Ватикане.

Да не может такого быть! Изумилась я, но решила проверить…

Оказалось, да, о фресках Рафаэля – не шутка.

Первое упоминание об инциденте предположительно в 2011 году, когда пытливый взгляд туриста в парадном зале Ватиканского дворца заметил на фреске XVIвека "Афинская школа" Рафаэля Санти выцарапанные слова "Лена Тамара Винница".  Этих "Лену и Тамару из Винницы" буквально распяли на интернет-форумах, а Украина получила неофициальное звание родины вандалок, покусившихся на святое.

Затем еще одно упоминание - в 2019 году: случай был поднят на крыло средствами массовой информации как свежий факт. Снова в мире помянули украинцев злым нетихим словом, посочувствовали Рафаэлю, Ватикану и незрячим реставраторам, которые без малого десять лет не замечали винницкого автографа под отдельно взятой фреской.

Удивительно, можно ли подойти в Ватикане настолько близко к произведениям искусства, чтобы недрогнувшей рукой выцарапать на них "лену и тамару"? Но знающие люди говорят, что в принципе можно.

Другой вопрос -  а зачем? Приводить друзей и гордо показывать, мол, мы здесь были, не врем, вот доказательство?.. Сладко зажмурившись вспоминать: "А помнишь, как мы в Ватикане фреску-то… Вот мы отчаянные, да?!" "Теперь о Виннице знают даже в Ватикане. Не благодарите".

Стремление к тому, чтобы увековечить себя у человечества неистребимо. Вон, древний грек Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе и вошел в историю. Собственно, он этого и хотел. Другие древние греки, возмущенные таким хамством, постановили имя Герострата никогда нигде не упоминать и постараться забыть, как можно скорее. Но историк Феопомп, написавший об вандализме, и сам не забыл, и другим не дал.

Наверное, это один из самых показательных примеров того, как можно войти (а точнее – вляпаться) в историю ради сомнительной славы. Храм греки потом отстроили - да так что он попал в топ-7 чудес света! – а Герострата предать забвению не удалось.

Глядя из XXIвека на ситуацию IVд.н. э. можно с легкостью сказать: мало что поменялось за два с половиной тысячелетия. Мы все так же стремимся к славе, все так же находим подчас странные способы себя увековечить.

Храмы мы, может, и не поджигаем, но усердно царапаем на них ребром монетки нетленное "Кися и Ося были здесь". Тычем лазерной указкой в глаз Моне Лизе – прожжет или нет? Дорисовываем маркером картины Пикассо и разбиваем древние китайские вазы в музеях… А потом о нас пишут! Смакуя подробности – таблоиды, с горькими всхлипами о судьбе культуры – вестники искусства, сухо и неинтересно – криминальные издания. Возможно, через пару тысяч лет кто-то из нас тоже удостоится двух строчек в будущих учебниках истории: "Нацарапал под фреской великого Рафаэля свое имя. Был общественно порицаем в СМИ".

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Протест, человеческая глупость и художественный жест

Впрочем, Ватикану не привыкать к вандалам. Мы поговорили с экспертом – искусствоведом Натальей Кандауровой, и она рассказала, что, например, в1972 году в базилике Святого Петра с воплем "Я - Иисус Христос!  Христос восстал из мертвых!" на глазах пары тысяч прихожан на скульптуру Микеланджело "Пьета" с молотком набросился австралиец Ласло Тот. Тогда пострадали рука и лицо Девы Марии…

Священники помолились за заблудшую душу грешника, а психиатры два года лечили ее явное расстройство. Потом бог наказал вандала инсультом и частичным параличом, через 12 лет Ласло Тот умер в доме престарелых…

Мы задали искусствоведу вопрос: зачем люди оставляют на картинах и фресках надписи, царапины, а то и ножевые порезы?

- Первое и очевидное – человеческая глупость, конечно. Но бывают и другие причины. Например, мужчина, плеснувший серную кислоту на "Данаю" Рембрандта в Эрмитаже, объяснял свои действия и протестом против ввода советских войск в Литву, и женоненавистничеством, и желанием прославиться, но в итоге был признан душевнобольным. Опьянение тоже может быть причиной. Мужчина, напавший в 2018-м году на картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван", до этого изрядно принял на грудь в музейном буфете. А также может быть вандализм как протест. В 1997-м художник-акционист Александр Бренер подошел в амстердамском Стеделик-музее к картине Малевича "Белый супрематический крест" и нарисовал на ней знак доллара зелёной краской – в знак протеста против "коммерциализации искусства". Бренеру пришлось провести 5 месяцев в тюрьме и оплатить стоимость реставрационных работ. 

Бывает вандализм как художественный жест. В 2012-м от "креатива" художника Владимира Уманца пострадала работа знаменитого Марка Ротко из собрания лондонской галереи "Тейт Модерн". Уманец написал на картине Ротко черным маркером: "Владимир Уманец’12. Потенциальный кусок желтизны". В общем, использовал полотно Ротко как основу для своей работы. Был осужден на два года…

Читайте также

В киевском музее поселился силиконовый Кравчук 

Новости по теме: Вандализм Ватикан