Закончилась реставрация элементов знаменитого Гентского алтаря в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в Бельгии - той самой его части, на которой братья Хуберт и Ян ван Эйки изобразили сцену поклонения мистической овечке - Агнцу Божьему.
После реставрации взгляд Агнца стал человеческим. Морда - вполне себе овечья прежде - превратилась в лицо. Весьма выразительное. Многие прониклись мистическим трепетом. А некоторые и ужаснулись. Соцсети наполнились впечатлениями напуганных пользователей - особенно из числа тех, которые видели алтарь прежде и взглянули теперь снова на открывшейся недавно экспозиции под названием "Возвращение Агнца". Ягненка называют кошмарным, человекообразным, жуткой химерой, чудовищем, гуманоидом и даже сравнивают с пришельцем из космоса.
Мистический облик овце придали глаза. До реставрации они выглядели бледно и находились по бокам головы, как это и предусмотрено природой для мелкого рогатого скота. Новые оказались гораздо ярче, яснее, сместились вперед и сблизились друг с дружкой. Стали почти как у людей. Реставраторы дополнили глаза набухшими веками, оттенили надбровные дуги, а поверх лба, который теперь кажется шире, разместили нечто вроде кудрявого чубчика. Сходство с человеческим лицом усугубили изменения в нижней части овечьей морды - сузились челюсти, появились элементы, похожие на пухлые губы.
Пользователи соцсетей обвиняют реставраторов. Мол, они нарочно "испортили" овцу - очеловечили ее! Ведь слова "Агнец Божий" олицетворяют Иисуса Христа. Реставраторы, работу которых организовал Бельгийский королевский институт культурного наследия, вину не признают. Хелен Дюбо, возглавляющая их команду, говорит, что и сама шокирована. Но уверяет: прежний Агнец был неправильным. Представлял собой изображение, дописанное неизвестным автором спустя более чем 100 лет. Под поздними красками и лаком, нанесенными поверх оригинального образа, был совсем другой Агнец - тот самый человекообразный, которого ныне и явили публике. Об этом свидетельствовали предварительные рентгеновские исследования. Потом осторожно - сантиметр за сантиметром, снимая лишние слои, реставраторы обнажили, что называется, первоначальный замысел.
Короче, Агнца в виде "кошмарного гуманоида" написали сами братья Эйки еще в 1432 году. И может быть, тоже пугались.
- Спустя почти 500 лет он снова глядит на нас, - восхищаются те, кому возвратившийся Агнец понравился.
|
СПРАВКА "КП"
Гентский алтарь - створчатый, состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур, поклоняющихся Агнцу Божьему. Заказал и оплатил его некто Йос Вейдт. На алтаре имеется надпись, из которой следует, что работать над ним начал Хуберт ван Эйк - "величайший из всех", а закончил его брат Ян - "второй в искусстве".
Алтарь был освящен 6 мая 1432 года. Его высота - 3,5 метра, ширина в раскрытом виде - 5 метров.
Гентский алтарь считают первым крупным произведением, написанным маслом.
Желающие не могли посетить музей на протяжении трёх дней.