Загрузить еще

Почему мы боимся бананов с коронавирусом и отказываемся от прививок

Почему мы боимся бананов с коронавирусом и отказываемся от прививок
Фото: Фото: Соцсети

Зараженные ВИЧ иголки в креслах кинотеатров. Пирожки, мясо из которых в лучшем случае мяукало, а иногда и задавало глупые вопросы. Заокеанские прививки, настоящая цель которых - заразить нас болячками и дать заработать чинушам от медицины… 

Все мы сталкивались с подобными историями. Более того, все мы в той или иной мере иногда верим, а иногда просто побаиваемся, что это правда. Аналогичные страшилки уже начали рассказывать о коронавирусе. Чего стоят только истории о зараженных бананах! Надо и самому перестать покупать, и еще разослать предупреждение, как письмо счастья, знакомым и в групповых чатах.

Люди продолжают верить, что посылки с того же AliExpress могут быть заражены. И сколько врачи и ученые ни пытаются опровергнуть эти глупости, но наш подсознательный страх то и дело высовывает голову: а вдруг правда?

Об истоках подобного мракобесия хорошо известно фольклористам и антропологам. В недавно вышедшей книге Александры Архиповой и Анны Кирзюк "Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР" подробно и с примерами описано, как и почему возникают подобные слухи и, соответственно, страхи. 

На фоне паники и истерики в связи с коронавирусом мы хотели бы подробнее остановиться на главе, посвященной так называемому "делу врачей" 1953 года, потому что многие наши страхи и опасения тянутся еще оттуда, а некоторые и вовсе - из далекого средневековья.  

Некоторые моменты прокомментировала одна из авторов книги - антрополог, фольклорист Александра Архипова.

"Дело врачей"

"13 января 1953 года в главной советской газете "Правда" группу кремлевских врачей обвинили в том, что они, работая на американскую разведку, неправильным лечением убили члена Политбюро Жданова и умышленно вредили другим высокопоставленным пациентам. Этой статьей элита в лице товарища Сталина возглавила моральную панику", - пишут авторы.

Советские люди перестали ходить к врачам, покупать медикаменты и советовали эти же меры предосторожности и другим. Так, в одной из детских больниц в Украине родители не давали делать детям уколы, выбрасывали порошки.

Авторы приводят в пример цитату из письма из Башкирской АССР в Киев:

"У меня, видимо, общий ревматизм. Даже страшно идти к врачам после этого процесса. <…> Маринке буду давать только яблоки и морковь - вообще то, куда эти типы не могут всунуть свой длинный нос. <…> Ради бога, не будь ротозеем, не зевай и проверяй".

Архипова и Кирзюк утверждают: если обычно слухи и легенды идут "от низов", то паника 1953 года была санкционирована свыше, что сделало историю более достоверной и способствовало еще более быстрому распространению "ужасов".

"В марте 1953 года история появляется в разных регионах СССР - в Киеве, в Сибири и в Москве", - утверждают авторы. 

Слухи множились, и доходило до рассказов, что врачи-убийцы "в Ленинграде отравляют каждую неделю по 500 людей". Яркие примеры были и в Украине. 

"Некая А.Ф. Городец из города Самбор Львовской области предупреждала своего адресата: "…Не ходи к врачам, не делай уколы, ты, наверное, слышала, что делали в Москве - подлецы, варвары. Они старались наших вождей истребить, а также и нас всех, так что берегитесь".

Лишь немногие здравомыслящие люди пытались оставаться объективными. "Так, неработающая пенсионерка, украинка Ефросиния Федоровна Фоменко из Одессы описала в письме от 21 января 1953 года происходящую в городе прививочную кампанию: 

"…В связи с арестами в Москве жуткое настроение в Одессе. Работать районным врачом очень трудно. Сейчас проводятся противодифтеритные прививки, так если вы думаете, что проходит без инцидентов, то ошибаетесь - не пускают в квартиру врачей, кроют матом, в особенности плохо евреям. При записи в поликлинике их бесцеремонно выталкивают из очереди, к врачам-евреям никто записываться не хочет…"

Лишь после смерти Сталина, когда обвиненных "врачей-отравителей" официально оправдали, массовая паника пошла на спад. Впрочем, в отдаленных районах еще несколько лет продолжали рассказывать всяческие ужасы, а антипрививочные настроения, как видим, держатся и до сих пор. 

Самая тревожная группа - это родители

Авторы книги уверяют: городские легенды не просто отражают реальность, они позволяют тому, кто их слышит или рассказывает, работать с этой реальностью, пытаясь решить проблему хотя бы чисто символически. Кто-то выговаривается о своих страхах, а кто-то хочет его компенсировать, "изображая реальность более простой и безопасной, чем она есть". 

Так, появление СПИДа отражалось в страхах об отравленных иголках - фактически поиске внешнего врага, а не в том, что ты сам себе враг, когда являешься наркоманом или занимаешься небезопасным сексом. 

Когда же виновного придумали, легче всего обратить против него свою агрессию. Как, например, произошло в Новых Санжарах - из-за недостатка информации (или нежелания разобраться) местные жители восстали против приезда на обсервацию украинцев из Китая. 

В книге подробно описано, когда городские легенды становятся опасны и провоцируют насилие.

"Тревога внутри человеческого сообщества - это вещь естественная. Однако иногда, вместо того чтобы искать реальную проблему, которая является причиной этой тревоги, члены сообщества сосредоточиваются на угрозе, якобы исходящей от этнической или социальной группы".

Архипова и Кирзюк объясняют - ощущения "врага рядом" провоцируют панику, и, как следствие, в обществе возникает консенсус по поводу угрозы:

"Максимальный репост!!! Группы смерти убивают наших детей". Обнаружение источника опасности, с одной стороны, усиливает тревогу ("они среди нас и завтра могут сделать это снова"), но, с другой - в перспективе помогает от нее избавиться, поскольку дает возможность действовать ("мы знаем, кого нужно уничтожить или изгнать, чтобы снова почувствовать себя в безопасности"), что, в свою очередь, создает иллюзию контроля над ситуацией. Для предупреждения друг друга о новой угрозе члены сообщества активно обмениваются городскими легендами и слухами". 

Такая "моральная паника" не способствует поиску реальных причин проблемы. Наоборот, энергия людей направлена на то, чтобы бороться с придуманным врагом. 

- Вообще самая тревожная группа людей - это родители, - говорит Александра Архипова. - В родительских чатах или соцсетях периодически идут волны информации о том, что детям предлагают земляничные конфеты или жвачки, которые выглядят здорово и пахнут вкусно, а на самом деле в них - страшный наркотик, и если ребенок один раз его попробует, подсядет на всю жизнь, начнет воровать деньги и покупать эту гадость у наркодилеров. Ну и, конечно, в тех же чатах - и не только - рассказывают о зараженных иголках, подброшенных в кинотеатрах или троллейбусах.

Почему мы боимся бананов с коронавирусом и отказываемся от прививок

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ищите корни в средневековье

- Когда родилась идея, что некая группа в своих целях использует инфекционное оружие массового поражения? 

- Задолго до того, как это оружие стали разрабатывать в реальности. Если мы хотим дойти до истоков, то в средневековых европейских городах, где начиналась эпидемия чумы или других опасных болезней, в отравлении немедленно обвиняли евреев, - поясняет Александра Архипова. - Когда началась Первая мировая, по Европе распространилась легенда о массовом отравлении колодцев. А в 1953 году началось печально известное "дело врачей" - группу медиков обвинили в подготовке убийства членов Политбюро. В народе решили, что "еврейские врачи-вредители" хотят убить всех советских людей. Отравляют воду в школах, лекарства… На этой волне начинается массовый отказ от пользования аптеками, от походов в поликлиники, от госпитализации и от прививания детей. Как раз в это время проводилась массовая вакцинация от туберкулеза, которая встретила яростное сопротивление на местах…

Во всех этих историях есть нечто общее: когда возникает по-настоящему опасная для жизни и здоровья ситуация или мы считаем, что некая ситуация в будущем может быть опасна, то людям удобнее изобрести внешнего врага и на него переложить ответственность.

- Сегодняшний страх перед прививками - производное от этого страха?

- Частично - да, конечно. Антипрививочное движение есть, к сожалению, во всем мире. Но объяснение, которое часто дается у нас, - что прививки якобы биологическое оружие Запада, с помощью которого наших граждан пытаются сделать бесплодными или укоротить им жизнь, укоренено в наших национальных страхах, легендах о том, что какие-то чужаки мечтают нас отравить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Туроператоры: Украинцы от туров в Италию не отказываются

Несмотря на рекомендации МИДа, наши соотечественники готовы рискнуть, если поездка уже оплачена. А остальные надеются на то, что все со временем "рассосется".