- Фармацевты - в списке самых "выгорательных" профессий, они ежедневно общаются с людьми, отвечать порой приходится на странные вопросы. Должен ли фармацевт быть еще и психологом?
- Профессия эта действительно "выгорательная". В аптеку приходят разные типы покупателей - поставившие себе диагноз по интернету; люди, забывшие название лекарства; те, кто лечится сам, которым невозможно доказать вред самолечения. Все отображается на эмоциональном состоянии работников аптек. Провизор должен выслушать проблему, определить суть и удовлетворить покупателя на профессиональном уровне. Поэтому рекомендую тем, кто работает в аптеке у первого стола, так называемым "первостольникам", посещать тренинги по адаптации в стрессовых ситуациях. К сожалению, на государственном уровне такое сегодня не предусмотрено.
|
- С какими странными вопросами обращаются покупатели?
- Иногда спрашивают, не продаются ли баночки для майонеза, не продается ли кофе в аптеке. Некоторые приходят с анализами - помогите нам или расшифруйте анализ крови. Всем приходится корректно отказать и объяснить, что это не входит в обязанности провизора или фармацевта.
- Обижаются на отказ?
- Нет, если доступно объяснить - провизор априори не расшифровывает анализы. Главное - говорить тихим, спокойным голосом.
- Как убедить человека, что ему нужно прежде всего к врачу, а не в аптеку?
- Зная симптомы, можно предугадать или попробовать спрогнозировать заболевание. Но надо предупредить клиента - самолечение может привести к проблемам со здоровьем. И лучше обратиться к врачу, который назначит дополнительные анализы, клинические исследования и тем самым установит правильный диагноз.
Элементарный пример в аптеке: посетитель жалуется на боль в сердце, дескать, ничего не помогает, хотя он уже выпил две таблетки нитроглицерина. Провизор понимает: тут, скорее всего, угроза инфаркта, надо вызывать скорую.
Или человек поранил руку и просит посоветовать какой-то антисептик. Провизор задает вопрос: какая рана, чем нанесена? И в ходе беседы выясняется, допустим, это был глубокий надрез с тыльной стороны кисти стеклом и идет воспалительный процесс. И если предложить антисептик, ситуация усугубится. Мы должны объяснить, что надо обработать рану, приложить стерильную повязку и обратиться в больницу.
- Говорят, в век интернета покупатели изменились - читают, сами ставят себе диагнозы и сами же назначают препараты.
- Согласна. На смену поколению с ключом на шее пришло поколение миллениалов, а затем пришло поколение Z и т.д. К каждому из них необходим свой подход. Интернетчики зачастую подбирают всю симптоматику, которая прописана на интернет-просторах, под себя. Вот у меня болит голова, кружится, высокое давление - все, симптоматика совпадает… Но идут не к врачу, а сразу же за лекарствами, которые советуют тут же в интернете.
- Сейчас зима, многие пьют витамины. В таком случае что спрашивает хороший фармацевт?
- Витамины - это лекарственные препараты, которые требуют соответствующего и применения, и отношения. В компетенцию провизора входит, в первую очередь, фармопека при отпуске безрецептурных лекарственных препаратов. Какие вопросы надо задать клиенту: кому покупаются витамины - ему лично или кому-то из семьи, детям, беременным; в каком состоянии находится клиент, какие есть сопутствующие заболевания, болеет ли сейчас, то есть для профилактики или для лечения? Витамины надо принимать с осторожностью, их переизбыток опасен. Следует уточнить у клиента, не принимает ли он еще отдельно какой-то из витаминов. Иначе вместо пользы можно нанести вред.
- Если нет таблеток нужной дозировки, можно ли покупать с двойной, а потом ломать пополам?
- Если это не предусмотрено технологическим процессом и нет насечки на препарате, этого делать ни в коем случае нельзя. Фармацевт может отпустить взаимозаменяемый препарат с тем же составом и аналогичной дозировкой, но другого производителя. Об этом надо сказать пациенту. Делить таблетку нельзя, поскольку разрушается ее целостность, это приводит к повреждению матрицы и не гарантирует фармакологический эффект.
- Люди старшего поколения продолжают свято верить и пользоваться "советским набором" препаратов - марганцовка, бальзам "Звездочка", мазь Вишневского, ихтиоловая мазь. Что вы можете сказать "за" или "против" этого?
- Эффект плацебо никто не отменял. Эффект плацебо - улучшение самочувствия благодаря вере в эффективность данного препарата, даже если это не так. Если человек на протяжении многих лет пользовался "Звездочкой" и она помогала - пожалуйста, на здоровье. Спорить не стоит, потому что у людей это складывалось годами. И доказывать, что другой препарат намного лучше - бесполезно.
- Важно ли строго соблюдать срок хранения лекарств?
- Конечно. В инструкции четко прописан срок годности. Чтобы установить его, производители или разработчики проводят клинические испытания, тем самым гарантируют качество данного препарата. Если срок годности истек, лекарственный препарат необходимо выбросить, он теряет свой фармакологический, терапевтический эффект и становится опасным.
- А если совсем недавно истек срок?
- Вы берете всю ответственность за самолечение и употребление препарата на себя. На свой страх и риск. Если в инструкции указан неограниченный срок годности, храним сколько угодно и где удобно. Но если четко прописано, что время истекло - выбрасываем. Идет разрушение таблетки, соответственно, клинический эффект утерян и будет только вред здоровью.
- Врачи часто не указывают в назначениях - до или после еды принимать лекарство. Насколько это вообще важно?
- Рациональное применение лекарства предусматривает взаимодействие его с едой. Неблагоприятные проявления этого взаимодействия могут приводить к усилению токсичности лекарственного препарата или, наоборот, минимизируют его терапевтические эффект. Необходимо придерживаться интервала между приемами еды, поскольку возможно замедление или уменьшение абсорбции лекарственного препарата. Тетрациклин, к примеру, в кишечнике образует хелантные соединения с продуктами питания, содержащими значительное количество кальция - это молоко и молочнокислые продукты, и, соответственно, это снижает эффективность действия данного антибиотика.
- Имеет ли значение, чем запивать лекарство? Неужели исключительно водой?
- В обязательном порядке каждая доза лекарственного препарата запивается стаканом воды. Это важно. Например, фруктовые соки или напитки с кофеином повышают секрецию соляной кислоты, уменьшая тем самым всасываемость некоторых лекарств. Молоко и молочнокислые продукты ионизируют противогрибковые лекарственные препараты. Вещества, которые есть в грейпфрутовом соке, ингибируют ферменты, соответственно, это тоже замедляет метаболизм некоторых лекарственных препаратов, возникает риск побочных реакций.
Исключительно при небольших проблемах с самочувствием:
- Но очень важно при возникновении недомоганий знать их причину и только после этого предпринимать определенные меры, - предупреждает врач Антон Наумов. - В случае возникновения незнакомых признаков лучше сразу обращаться к специалистам. Самолечение допустимо лишь в том случае, если пациент сталкивается с симптомами не впервые и имеет возможность распознать их самостоятельно (те же простудные заболевания). Также справиться с болезнью самостоятельно можно, если нет тяжелых хронических заболеваний, при обострении которых необходимо незамедлительно обращаться к специалистам. Иначе при неправильном самолечении возникает риск развития побочных эффектов, появления новых симптомов, осложнений и развития хронических заболеваний.
При каких симптомах всегда необходимо обращаться к врачу:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ