В украинских школах в учеников проблемы с математикой, а доступ к качественному образованию зависит от места жительства. В городах у школьников больше возможностей для получения знаний, чем в сельской местности. Об этом заявила министр образования и науки Анна Новосад, проанализировав отчет международного исследования по качеству образования PISA-2018.
- Существенная разница в школьных достижениях в зависимости от типа местности. В крупных городах средний балл составляет 499,4, что существенно отличается от среднего балла учеников, проживающих в городах - 479,9, - отметила глава Минобразования. - Существенно всех отличаются средние баллы учащихся, проживающих в селах, хуторах и сельской местности. Средний балл в таких учеников составляет 420,6. Это составляет разницу с крупными городами более чем в 2,5 года обучения.
Министр отметила, что один год среднего образования оценивается в 30 баллов. Поэтому "пробел" в знаниях учеников городских школ и учеников школ в сельской местности более чем в 2,5 года. Однако Новосад обобщила все результаты и охарактеризовала их как "в целом неплохо, но...".
Наиболее проблемной областью из трех в нашей стране остается математика - всего немного больше половины 15-летних респондентов достигли так называемого уровня математической грамотности.
- Результаты украинских учеников / студентов ниже средних по странам ОЭСР во всех трех отраслях (среднее для стран ОЭСР с чтения составляет 488,89 балла, математике - 492,03 и естественно-научных дисциплин - 490,78), - объяснила Новосад. - Наша разница успеваемости учащихся / студентов по сравнению со средними значениями по странам ОЭСР с чтения составляет 23 балла, математике - 39, а по естественно-научным дисциплинам - 22.
Показатели следующие:
Если говорить о "высоком уровне", то ни в одной из областей Украина не достигла даже средней отметки:
По словам Новосад, данные в отчете свидетельствуют о том, что мальчики читают гораздо меньше, чем девочки. Разрыв между ними можно оценить в один год обучения.
В Украине ученики и студенты чувствуют себя более удовлетворенными жизнью, чем их сверстники в странах ОЭСР.
- Если очень обобщенно, то результаты PISA обнажили две проблемы - низкий уровень грамотности по математике и глубокая неравенство в доступе к лучшему образования, в зависимости от места проживания и социально-экономического статуса, - подчеркнула Новосад.
Поэтому, по словам главы Минобразования, у ведомства две задачи - увеличить долю успешных учеников и студентов, а также уменьшить социально-экономическое неравенство между успешными и неуспешными учениками. А что касается математики, то в планах министерства сделать 2020-й годом математики.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) это тест, благодаря которому оценивают уровень грамотности школьников в разных странах. Помимо этого, исследование оценивает их умение применять полученные знания на практике.
Исследование разработано в 1997 году. Его проводит Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития. С 2000 года оно проводится раз в три года. В PISA принимают участие 15-летние школьники и студенты колледжей.
Как отметила министр образования и науки Анна Новосад, PISA - это диагностирования слабых и сильных сторон конкретной национальной системы образования, а не место страны в рейтинге.
|
Школьники должны не просто выучить урок, но и научиться применять его на практике.