22 декабря
Загрузить еще

Звонить или не звонить: новые правила телефонного этикета

Звонить или не звонить: новые правила телефонного этикета
Фото: Фото: Архив «КП»

Еще несколько лет назад вопрос, вежливо ли позвонить человеку по работе в рабочее же время, даже не возникал. Берем трубку и звоним!

Сегодня всплывает масса дополнительных вопросов. А вдруг он занят? На совещании? У начальника? У него нет времени или настроения разговаривать? Или он работает из дома, а рядом спит маленький ребенок? Может, лучше для начала написать в мессенджере, дабы уточнить степень занятости и готовность поговорить?

Вот так незаметно для нас самих рождается новый телефонный этикет, который одни считают прогрессом, а другие - десоциализацией.

Мнение 1. Ненавижу пустопорожние разговоры!

"Больше всего ненавижу пустопорожние разговоры по телефону - чувствую, что старею в эти минуты!". Вот такой крик души я прочитала на странице одного из ФБ-друзей.

"Вопрос собеседника "А что ты делаешь?" ставит меня в тупик. В данный момент - разговариваю с тобой по телефону. Этот звонок прервал меня, когда я читала статью. С какого момента начать пересказывать все, что я делаю? А как вы справляетесь с такими вопросами? Посоветуйте, пожалуйста".

Надо сказать, что советчиков нашлось - много.

"Мне никто не звонит! О рабочих звонках договариваемся заранее, как дела у друзей и домашних, видно в ФБ. Все остальное - в коротких сообщениях. Я всех предупредила, что телефонный звонок для меня - сигнал тревоги".

"Я уже давно оградила себя от таких разговоров, потому что они убивают - это правда. Только переписки".

"Делаю вид, что не слышу звонка".

"Люди, для чего изобрели письменность? Зачем вы мне звоните?"

А вот и вовсе мастер-класс от гуру общения: "Я говорю вместо "алло": "Занят, коротко". Если слышу что-нибудь вроде "Как дела?", просто кладу трубку".

На работе некоторые коллеги этот крик души тоже поддержали: завалы, дедлайны, авралы - в таком ритме жизни телефонные звонки очень часто приходятся некстати. Мессенджеры гораздо удобнее: можно отложить ответ "на потом", а то и вовсе не отвечать…

Правда, постоянно находиться на "другой стороне", когда именно тебя оставляют "на потом" и игнорируют, многие оказались не готовы.

Мнение 2. Без звонков - скучно

У соседки - совершенно иное видение этой проблемы, и она признается - без телефонных звонков ей скучно. Былой радости от общения, переписываясь в мессенджерах, она не получает, а, кроме того, считает переписку контрпродуктивной.

- Меня удивляет, как много знакомых предпочитают общение в мессенджере телефонному звонку, - говорит соседка. - Аргумент "экономия времени" не выдерживает никакой критики: порой за 30-секундный разговор можно решить больше, чем за полчаса переписки. Не говоря о том, что телефонный разговор можно совмещать с другими делами: вести машину, идти по улице, заварить кофе, сделать бутерброд и т.д. Телефонный звонок обязывает собеседника собраться с мыслями, а не часами делать вид, что "он не прочитал", и тянуть кота за хвост. И, наконец, если постоянно перебрасываться смайликами в мессенджерах, то можно окончательно растерять остатки вербальных навыков, которыми многие и сегодня похвастаться особо не могут.

Честно говоря, я и сама считаю популярное нынче общение в мессенджерах путем назад в социализации. Раньше, когда телефоны были далеко не у всех, люди ходили в гости. И неожиданный звонок в дверь тогда возвещал о том, что сейчас будет весело, а не что мы затопили соседей. Потом у всех появились телефоны, и люди начали спрашивать, можно ли прийти, или, как минимум, предупреждать о приходе. А сейчас уже дошло до смешного: не только родители, но и дети в мессенджерах спрашивают, насколько мы заняты и могут ли они нам позвонить?

Мнение 3. Все зависит от обстоятельств

Подруга вообще не понимает вопроса, какой способ общения она предпочитает - устный или письменный. И поясняет: все зависит от конкретных обстоятельств.

- Например, сейчас моя коллега болеет, - поясняет подруга. - Это выливается в рабочий аврал, поэтому, если мне нужно что-то срочное узнать по работе, чтобы побыстрее разгрести завалы, то, конечно, я позвоню. С другой стороны, никто не отменял и личное общение - все же мы долго работаем вместе. Нужно спросить, как она себя чувствует, когда собирается выходить на работу. Такие вопросы, не требующие срочного ответа, на мой взгляд, лучше задавать письменно, особенно учитывая, что человек нездоров и, возможно, отдыхает. Поэтому я написала, спросила, а она, когда появится желание и возможность, ответит.

Кстати, примерно этого же мнения придерживается известный американский бизнес-консультант Сайрус Столлер, который настаивает: все каналы коммуникации необходимо использовать в соответствии с потребностями: "Хотите получить от меня ответ за тридцать минут - звоните по телефону, - советует Столлер. - За два часа - пишите СМС. В течение дня - отправьте сообщение через мессенджер. Через день или позже - пишите на электронную почту. Набирая мой номер, вы можете быть на 100% уверены, я точно пойму, что вы хотите мне сказать, и что я получил ваше сообщение. Если же вы стесняетесь отрывать меня от того, что я делаю, возможно, это не так уж важно".

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

"Разбираться нужно не с телефоном, а с собой"

- Сегодня появилась мода: делаешь что-то интересное или не очень - кинь в ФБ или Инстаграм, посмотри на реакцию людей, может, и разговор завяжется, - отметила в комментарии "КП" в Украине" психолог Виктория Егорова. - В интернет-пространстве каждый может позиционировать себя так, как ему хочется. Написал, например, "бесят пустопорожние разговоры" и легким движением руки создал себе имидж крайне занятого человека.

На самом деле ограничение телефонных звонков в своей жизни говорит не о какой-то суперзанятости, а, скорее, о нежелании сближаться и принимать участие в жизни другого человека. Захотела, к примеру, спросить у подруги рецепт пирога. Но, если позвонить, рецептом дело не ограничится: начнете с рецепта, потом затронете другие проблемы и еще, чего доброго, придется в них вникать, сопереживать, а может, даже помогать. А оно вам надо? В Сети можно узнать свой рецепт и тут же переключиться на другие дела.

Только не надо этот процесс называть исключительно деловым, а общение по телефону - бесполезной тратой времени. Отличие всего одно: бесполезную трату времени на ФБ вы определяете самостоятельно, в удобное для вас время, а телефонный звонок может застать на совещании, в туалете или - о ужас! - во время зависания на ФБ!

Если речь идет о нежелательных конкретных звонках от конкретного человека, то тут дело вовсе не в телефоне. Разбираться нужно с собой, с этим человеком и с тем, почему вы не можете достичь взаимопонимания, если он вам близок, и вы не можете отказаться от общения с ним. 

СОВЕТЫ "КП" 

Когда не стоит набирать номер 

Правила, когда можно звонить, а когда лучше написать, пока находятся на этапе формирования и деловым этикетом не закреплены. Бизнес-коуч Марина Деркач дала читателям "КП" в Украине" несколько советов, чтобы не потеряться в "переходный период".

  • Если разговор не очень важный и срочный, для начала лучше написать.
  • Не стоит набирать номер незнакомого человека по деловому вопросу без предупреждения, если вы получили номер от третьего лица без уточнения, что можно звонить в любое время.
  • Не стоит звонить по работе после 7 вечера, даже если лично вы только проснулись и у вас впереди весь "рабочий день".
  • Нет смысла звонить, если ответ на ваш вопрос требует долгого обдумывания. В этом случае лучше задать вопрос письменно (например, по электронной почте), дать человеку время на размышление и уже после этого договариваться о звонке.
  • Принимая решение о звонке, учтите, что многие миллениалы воспринимают телефонный звонок без предварительного сообщения как вторжение в личное пространство.
  • Лучше воздержаться от звонка, если человек в устной или письменной форме (на той же стене в соцсети) предупредил, что не любит говорить по телефону с незнакомыми людьми.
  • Позвонив, уточните, удобно ли говорить вашему собеседнику, и переходите к сути, постаравшись обойтись без "вежливых вопросов" о детях, семье и собаке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперт по этикету: Просматривать ленту Фейсбука во время разговора - современное невежество

О правилах этикета в эру высоких технологий читателям "КП в Украине" рассказала Наталья Адаменко, основательница школы этикета Etiquette school.

Новости по теме: телефон История