Небольшое село Шепот раскинулось у самого подножия Карпат, в живописных местах с тремя водопадами возле горы Грегит. Здесь пролегают популярные туристические маршруты. До районного центра - 40 км, до железнодорожной станции в Коломые - чуть больше.
Шепот - одно из самых труднодоступных сел в Карпатах, оно размещается у склона горы в самом тупике. Попасть в него или выехать можно только по одной переправе над рекой. Но старый, видавший виды мост, латаный-перелатанный досками, вот-вот рухнет, и люди окажутся отрезанными от мира.
В отличие от многих других населенных пунктов в горах, здесь - полторы тысячи населения, в то время как в соседних селах - несколько десятков или сотен. Детей школьного возраста - полторы сотни. Именно дети и их учителя подняли шум в соцсетях, привлекая внимание к полуразрушенному мосту через реку - единственной транспортной артерии к этому глухому карпатскому углу. Последней каплей стала их едва не сорвавшаяся поездка на молодежный экологический фестиваль "Горная радуга", где местные ребята, кстати, заняли второе место в номинации "Фотоискусство". На эту районную олимпиаду их вез директор школы Василий Петращук.
- Перед нами проехал грузовой автомобиль, под которым мост и провалился, - рассказывает "КП" в Украине" Василий Петращук. - Мы уже не смогли проехать - остались огромные дыры. Так происходит каждый раз, когда проезжает тяжелое авто. Школьников пришлось высаживать - команда детей пешком пошла через мост, пришли односельчане, набросали досок - и тогда проехал я.
Селяне латают мост не впервые, как и местные дороги, не видевшие ремонта по 30-40 лет: скидываются деньгами, покупают доски и щебень. Но тут уже терпение лопнуло.
- Сколько можно так жить. Ни в больницу не попасть, ни в район, учителям, детям приходится пешком в школу добираться, так как никакой автобус сюда ехать не хочет, - сетует жители Шепота. - Кто-то по семь километров идет, кто-то - "всего" четыре. А это же горы, склоны, камни - это вам не в городе по тротуарчику шагать. Убиться можно запросто.
Когда-то здесь через местную речку был переброшен деревянный мост, но во время паводка в начале 2000-х его полностью разрушило - даже щепок не осталось. Тогда поставили металлическую основу, накрыли деревянным настилом. С тех пор прошло больше 15 лет - доски, дубовые балки давно сгнили. Да и вода частенько приходит - только во время летнего потопа в этом году село не в первый раз отрезало от остального мира. Из-за грозовых дождей и подъема реки подмыло опоры, плиты обрушились. Тогда мост кое-как подрихтовали. Теперь, накануне зимы, село вновь на пороге катастрофы.
- Чуть ли не каждые две недели нужно бросать на мост новые доски - они проваливаются под весом машин. После грузового автомобиля уже никто не проедет, - говорят в селе.
А грузовиками в село возят хлеб, продукты в школьную столовую. Так что без них тоже никак. Эта переправа - единственная автомобильная, по которой можно добраться в Шепот или выехать из него. Никаких запасных путей нет - в обход моста можно только пешком. Ни скорая в село не попадет, ни на своей машине в больницу в район за 40 км не проедешь. В школе говорят - педагоги опаздывают на уроки, не попадают на семинары и совещания в район. Учителям из соседних сел приходится пешком добираться в Шепот при любой погоде. А она зимой в Карпатах и без того суровая. А тут еще по обледеневшим склонам прыгать.
После едва не сорвавшейся поездки на олимпиаду школьники с учителями написали о надвигающейся катастрофе местного масштаба в соцсетях.
"Мост проваливается под ногами. С такими реалиями сегодня встретились не в первый раз, мы живем в них постоянно. В село отказываются ездить рейсовые и школьные автобусы, создаются существенные проблемы для нормальной человеческой жизни, - написали школьники с учителями. - Родители не могут повезти детей на медосмотр, ученики не имеют возможности участвовать в олимпиадах и конкурсах. А если удается, то надо приложить сверхусилия. Ученик, чтобы принять участие в олимпиаде, должен проснуться в 4.00 утра и дойти до остановки на 6.00. И это не выдумка".
Рядом с селом действительно автобус проезжает лишь два-три раза в день - первый в шесть утра, последний - около пяти вечера.
Сельский глава, директор школы ездили просить помощи в область. Там им пообещали в октябре-ноябре помочь, подлатать мост, сделать дороги… Октябрь уже закончился - и пока никаких работ не вели.
- Может, в ноябре все-таки помогут нам. Обещали после того, как поднялся шум, - говорит Василий Петращук. - В следующем году обещали создать проект капитального ремонта моста, сделать железный или железобетонный настил. Его бы хватило надолго.
Если дорогу все-таки сделают, в село можно будет пустить автобус, что намного облегчит жизнь местным жителям. Если нет - зимой с большой степенью вероятности село окажется отрезанным от цивилизации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Блюдо, которое случайно 72 года назад придумала местная повариха, до сих пор подают даже в заокеанских ресторанах.