Он мог стать «главным» «Великим украинцем» - пусть в телепроекте, но опередив по количеству симпатий и Ярослава Мудрого, и Степана Бандеру, и Тараса Шевченко.
Затертая фраза «народ должен знать своих героев» открылась простым и ясным смыслом: народ их знает! И ни официальное славословие, ни такое же забвение этому помешать не в состоянии.
Встречами с Николаем Михайловичем Амосовым я распорядилась довольно бездарно.
В 1991-м «Комсомолка» по его просьбе публиковала большую социологическую анкету.
Результаты, точнее - письма читателей, увязанные в пачки, я, умирая от тщеславия, привезла Амосову домой, в квартиру с высокими потолками на улице Ленина (ее уже переименовали в улицу Богдана Хмельницкого), в самом центре Киева. И, что называется, пользуясь случаем, с азартом дилетанта (хотя, может, и задание редакционное формулировалось именно так, не помню!) бросилась задавать вопросы по кардиологии. Например, о самых-самых сложных операциях. И со смертельным исходом были? Ой, как интересно… Почему Николай Михайлович терпеливо выслушивал этот бред? Институт, впоследствии названный именем Амосова, бессменного руководителя, давно снискал славу последней надежды для многих больных. А его собственное сердце не было железным - ни в прямом, ни в переносном смысле слова.
Спустя время Николай Михайлович подарил мне брошюрки, отпечатанные на полиграфе, на серо-желтой газетной бумаге крохотным тиражом. Не о медицине. Ироничные и смятенные одновременно раздумья человека, ищущего смысл бытия:
«Я - не философ. Профессионал: 53 года отдал хирургии и сейчас еще вшиваю клапаны в сердце. Но, кроме того, всю жизнь занимался не своим делом: сначала кончал технический вуз, потом - этими самыми проблемами. Имел свой подход: создание компьютерных моделей живых систем от клетки до общества. Достиг уровня: 30 лет заведовал отделом биокибернетики у академика В. М. Глушкова.
Вот к чему я пришел: не нужно философий. Уже возможен естественно-научный подход для объяснения всего сущего…»
В 1996-м, накануне очередного дня рождения Амосова, мы увиделись снова. Николай Михайлович спустился, чтобы открыть мне парадное. Он уже не оперировал и сам побывал под ножом - вшили кардиостимулятор. Седой ежик волос, мягкая рубашка в клетку, почти невесомая фигура, неистребимое круглое волжское «о», никаких старческих пигментных пятен на лице и руках. Я растерялась. Николай Михайлович значительно… помолодел. Что сыграло роль «эликсира» - его знаменитые часовые пробежки в университетском парке? Ежедневная гимнастика с 5-килограммовыми гантелями (всего 3 тысячи движений) плюс тысяча движений без «железа»?.. Обсуждали эксперимент: реально ли бессмертие или как минимум полноценное долголетие? Новые книги, подаренные Амосовым, я унесла с собой - до их сути опять разговор не дошел. Прочла позже. Но больше шанса пообщаться с ним мне уже не представилось…
Положа руку на сердце, здоровое или не очень, давайте признаем: мыслитель, пока он существует рядом, в настоящем времени и пространстве, не воспринимается как величина абсолютная. А после ухода в мир иной легче сказать: «Он был велик!» - но по-прежнему доверять лишь собственным «малым» представлениям об истине. Потому наследие Амосова для наших политиков - как скальпель. Ему-то и при жизни не нужно было врать ни себе, ни другим - ни ради имиджа, ни ради должности, ни ради денег…
«Социализм не соответствует биологической природе человека»
(Н. М. Амосов, «Мое мировоззрение», Киев, 2001 год)
…Почему так затянулся переход к капитализму?
Социализм за 70 лет привел к очень глубоким изменениям во всех сферах жизни общества. Его идеи прочно вошли в мысли граждан. По себе сужу: еще в 1988 году я верил в «социализм с человеческим лицом». Перелом произошел в 89-90-х годах, когда я, будучи членом Верховного Совета в Москве, имел возможность ознакомиться с закрытыми и зарубежными статистиками. Понял - социализм неэффективен, утопичен, не соответствует биологической природе человека. Жалел об этом: казалось - строй, который ближе всего к идеалам христианства, если бы коммунисты не извратили его жестокостями и агрессивностью.
Теперь уже многие привыкли к капитализму, но коммунисты все еще имеют стойкие четверть избирателей. Многие до сих пор мечтают о «своем пути»: сохранить преимущества того и другого, совместив их в равных пропорциях. Наивные люди - они просто не знают, что это уже есть в западных странах. Помню, как на первом съезде народных депутатов Чингиз Айтматов с трибуны предложил «шведский социализм». Это так и есть: частная собственность, рынок, но социальные законы лучше, чем были в Союзе. При том - полная демократия. Да, но налоги с частных лиц составляют 50 процентов! «За все надо платить». Наши граждане - хотят получить даром. Им так казалось при Советах…
«Сильный лидер для России важнее законов»
(Н. М. Амосов, «Россия: взгляд со стороны», Киев, 2001 год)
…Много эпитетов в разные времена было высказано в адрес русского народа! Не буду полемизировать. Я повидал достаточно людей разных национальностей. Могу сказать: отпечаток нации существует. Применительно к русским приведу эпитет социолога Т. И. Заславской, который я вычитал у не менее известного социолога Ю. Левады: «Лукавый раб». Каково звучит?.. «Лукавый раб подчиняется, а сам думает, как обойти».
Три периода ими пройдено за десять последних лет (1990 - 2000. - Авт.). Первый: «Состояние восторженной мобилизации». 70 процентов уверены, что ситуация в стране улучшается во всех отношениях. Ельцина прославляют.
Второй: «Разочарование и приспособление». Раскол в обществе. Демобилизация и деидеологизация. (Какие трудные слова! Наука.) Ельцина уже клянут. Но пятая часть приспособилась, еще столько же - в стадии приспособления. Это обнадеживает.
Третий период - современный. «Негативная или агрессивная мобилизация». Мнения:
«Сильный лидер для страны важнее законов». «Западная демократия несовместима с российским менталитетом». «Прежде надо накормить страну, а потом заниматься демократизацией». В Чечне за наступление - 70 процентов. То есть явный крен в сторону «сильной руки». Кроме того, популярна идея «своего пути». Не удивительно, что Путин имеет такой высокий рейтинг. Еще одно наблюдение: «Очень верят телевидению».
Мое мнение о народе: «Никакой». Не добрый и не злой. Непостоянный. Как ребенок.
«В Украине высказываются «за» президентскую республику и Советы»
(Н. М. Амосов, «Мое мировоззрение», Киев, 2001 год)
…В 1997-м я повторил газетные опросы 1989-1991 годов. Мы опросили граждан Украины по 40 пунктам. Получили 10 000 ответов. Привожу некоторые данные, полагая, что они существенно не изменились и через два года, поскольку положение страны не улучшилось.
|
«Очень бедно живут» - 5 процентов, «бедно» - 39, «удовлетворительно» - 52, «хорошо» - 3.
«Хотят уехать за границу»: «на время» - 16 процентов, «насовсем» - 5 процентов.
«Полное и частичное доверие»: президенту и правительству - 23 процента, Верховной Раде - 8 процентов, Руху - 17, коммунистам - 20, всем партиям центра - 9, СМИ - 18, суду - 5. Но 33 процента - никому не верят!
Национальный вопрос: за «равенство наций» - 76 процентов, за «преимущество украинцев» - 17 (79 процентов анкет пришло от украинцев).
«Куда идти Украине?»: в Европу - 44 процента, в Россию - 16, в равной степени -20, не определились - 20, за вступление в НАТО - 27, за союз с Россией - 20, нейтралитет - 24, не знают куда - 29. Отдельно молодые (до 40 лет): в Европу - 56 процентов, в Россию - 9, не знаю куда - 36.
За капитализм высказываются: молодые - 38 процентов, старшие - 26. За социализм: молодые - 15 процентов, пенсионеры - 45, остальные не определились.
За президентскую республику - 37 процентов, за парламентскую - 12, за Советы - 32, за диктатуру лидера - 12 процентов.
Общественная активность: готовность бастовать - 7 процентов, митинги, пикеты - 14, частные разговоры - 45, не ответили - 16 процентов.
Взгляд на будущее: улучшение за 2-3 года - 8 процентов, за 5-10 лет - 45 процентов, будет еще хуже - 30, возможен социальный взрыв - 38, Украина достигнет европейского уровня - 29, догнать Европу невозможно - 30 процентов.
«Нельзя отказываться от Бога, даже если его нет»
(Н. М. Амосов, «Кредо», Киев, 1992 год)
…Бог - материя. Нельзя отказываться от Бога. Даже если его нет. Только на нем - высшем, а главное, Всевидящем и неизменном авторитете можно построить устойчивую мораль. Никакие материалистические теории типа «разумного эгоизма» не могут надежно заменить Бога. К тому же для Бога в человеке заложена биология: сопереживание и потребность в вере и авторитете.
Бог - многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других - не позволяет даже волосу с головы упасть без воли его. Для неразумных нужен ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (другая физика, да?) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием.
«Осталась ли вообще совесть у народа?»
(Н. М. Амосов, «Идеология для Украины», Киев, 1997 год)
…Крах идеологии коммунизма не прошел бесследно для всех мало-мальски мыслящих граждан. Была идея, созвучная общественным потребностям, биологическим потребностям «стадного животного» - человека. Она слабее эгоистических потребностей, но если ее тренировать воспитанием, то становится вполне значимой. По крайней мере - для большинства людей. Эту идею не смогла испортить даже диктатура партии.
И вот вместо альтруизма и коллективизма нам предлагают нечто непонятное и сомнительное: «Личность выше общества и государства». Что из нее следует, даже в самом простом варианте? Эгоизм: «сильному все позволено». Если ты что-то хочешь и силен - имеешь моральное право добиваться, не оглядываясь на окружающих… Да, конечно, это не соответствует Нагорной Проповеди - но в ней же чистая фантастика! «Отдай последнюю рубашку!», «Подставь вторую щеку». Где уже там! Хотя бы заповеди Моисея не нарушались, в части кражи и лжи… А когда еще и Маркса с Лениным отправили на свалку, то где теперь человеку обрести стержень? Откуда взяться идеалистам? «Имеем то, что имеем».
В треугольнике «власть - мораль - собственность» главная потеря коснулась морали. Ее стандарты снизились, и вот - всеобщая коррупция властей и чиновников, преступность, теневая экономика, неплатежи, поголовное уклонение от налогов. Осталась ли вообще совесть у народа?
Конечно, обнищание способствовало этим процессам. Даже толкает людей на воровство.
Остановки заводов не только ведут к разрушению оборудования, но и гибельны для трудовой этики работников. Слабые типы привыкают к безделью и даже не притязают на хорошую жизнь.
«Куда идти? Только на Запад»
(Н. М. Амосов, «Идеология для Украины», Киев, 1997 год)
…Куда идти? Только на Запад, к созреванию, к стандартам Северной Америки. Нужно учить английский: на нем уже идет Интернет и много чего еще будет. В США утекают умы со всего света. Кроме того, там есть наша диаспора - поможет, не столько долларами, сколько влиянием. На Россию заглядываться не стоит. Будущее ее туманно. Всплеск, что организовал Сталин, во-первых, не был столь велик, как показывали коммунисты, во-вторых, дорога завела в тупик. Передовых технологий там нет. Но одно важно: нельзя забывать русский язык - он еще долго будет нужен Украине - для экономики, как проводник к науке, не столько российской, сколько к западной, переводной. Не говоря уже о Пушкине, Гоголе, Толстом и Достоевском. Только переживут ли они Интернет?
…Мы уже вступили на путь индивидуализма. Призывы от церкви к «соборности» движения не остановят. Надежда только на цивилизованный рынок - он требует честности и труда. Если достигнем, будет и у нас. А пока? Кроме пропаганды заповедей от имени Бога, ничего нет. Разговоры о «национальной идее», призванной мобилизовать народ на защиту, труд и мораль, затихли. Заряд оказался недостаточным. Независимость состоялась. Мова успешно завоевывает официальные позиции, а на мораль уже пороху не хватило. Ну что ж, придется опираться на идею региональности: местная элита хочет власти.
…Способна ли наука помочь Украине в выборе и реализации идеологии? Если коротко сказать, нужна упрощенная экономическая модель сочетания с психологией и социологией, с циркуляцией высказываний в СМИ и поступков социальных групп, а может быть, и лидеров. Сложно? Да. Но терпимо. Притом не думаю, что это потребует много денег. Попробовать стоит.
Фото УНИАН