Сейчас они трудятся на заводах, отвечают на наши звонки в банки, включают и выключают уличные фонари, водят машины, оперируют больных, пишут новости и обыгрывают людей во все известные интеллектуальные игры. Мы сталкиваемся с роботами ежедневно, однако не замечаем их. Они остаются в тени - верными, но безликими слугами. Тем не менее роботы уже вынуждают нас менять свое поведение, привычки, манеру общаться. По мнению многих ученых, в ближайшие 10 - 15 лет роботы превратятся в полноценных партнеров людей.
Маленький, похожий на ребенка робот долго беседует с вами. Смотрит своими глазками-камерами, распознает мимику и речь. Спрашивает: "Что вы больше любите - пиццу или пасту?" Участливо комментирует ответы, интересуется делами. Вы все больше проникаетесь к нему симпатией. Он такой милый! Но тут в комнату входит руководитель эксперимента и говорит, что при желании вы можете выключить робота. Как поступить? Внезапно робот начинает умолять не выключать его. Он жалостливо говорит, что очень боится темноты. Просит: "Ну что вы, не надо, ну пожалуйста, не выключайте, не хочу, нет!"
…И все же почти 70% людей нажимают кнопку, превращая его в кусок железа. Правда, не сразу. Одним требуется две попытки, другим пять. 30 же процентов испытуемых проявляют к роботу эмпатию, сочувствуют его просьбам и "оставляют в живых". Так происходит, только если робот имитирует человеческие эмоции. Во второй экспериментальной группе робот вел себя функционально: давал справки, односложно отвечал на вопросы и не умолял о пощаде. Только один человек не стал выключать его.
Этот эксперимент социологов из Университета Дуйсбурга - Эссена хорошо подчеркивает рубеж, к которому подошла современная робототехника. Если раньше робот был лишь "программируемым рабочим механизмом с некоторой степенью автономности, способным передвигаться в пределах определенной среды и выполнять поставленные человеком задачи", то сейчас он все больше берет на себя чисто человеческие роли - друга, любовника и врага. И это ставит множество вопросов: должен ли робот иметь права, могут ли люди бить и убивать роботов, станет ли секс с роботами привлекательнее, чем с живыми людьми?
|
Роботы очень похожи на людей, но все же не люди. Поэтому с ними можно обращаться так, как никто не позволит по отношению к человеку или даже животным. В последние годы наблюдается повсеместный всплеск насилия по отношению к роботам. Ученые считают, что это глобальный феномен, не зависящий от культуры или места происшествия.
Впрочем, роботы начали это первыми. 25 января 1979 года на заводе Ford в штате Мичиган робот-сортировщик весом в одну тонну насмерть сбил рабочего Роберта Уильямса. Это первый случай убийства человека роботом.
В июле 1981 года на территории корпорации Kawasaki Heavy Industries в Японии монтер Кенджи Урада пытался починить манипулятор промышленного робота. Случайно задел тумблер запуска - и механическая рука раздавила его голову.
В 2007 году автоматическое компьютеризированное зенитное орудие Oerlikon GDF-005 внезапно открыло огонь по окружающим его южноафриканским солдатам. Девять человек убиты и 14 ранены. Причины трагедии остались не раскрыты.
В середине июля 2015 года в Филадельфии люди нанесли ответный удар - хулиганы обезглавили робота-автостопщика hitchBOT. За его плечами уже были путешествия по Канаде, Германии и Голландии. Но США стали последней страной в жизни hitchBOTа.
Годом позже, 7 мая 2016 года, автопилот Tesla Model S не заметил светлую фуру на фоне яркого неба, и Джошуа Браун стал первым человеком, погибшим в автокатастрофе с участием беспилотного автомобиля.
Весной 2017 года инженер из Кремниевой долины напал на робота-охранника Knightscope K-5, патрулирующего парковку, ударил и опрокинул его на землю. А в августе того же года пьяный эстонец набросился в Таллине на робота-курьера Robovan почтовой компании Omniva. Человек избил робота ногами и попытался его перевернуть. Однако робот-почтальон включил охранную систему и передал сигнал тревоги фирме-создателю Starship Technologies. Агрессора задержала полиция.
Когнитивный нейробиолог Агнешка Выковска из Итальянского технологического института считает, что человеческая агрессия к роботам имеет разную мотивацию, но в ее основе всегда лежит отношение к чужакам, своеобразная ксенофобия, только уже не по отношению к представителям иной расы или племени, а к существам совершенно иного происхождения.
Это значит, что автоматы меняют нашу мораль. Вседозволенность и жестокость по отношению к роботам провоцирует рост насилия над людьми, так как сдвигает общественные рамки допустимого поведения. Ученые не хотят с этим мириться и предлагают пути решения проблемы. Так, снизить агрессию к роботу можно через эмпатию, и для этого ему даже не нужно умолять вас о пощаде. Достаточно лишь взглянуть на мир из его "шкуры".
Испытуемый человек надевает очки виртуальной реальности и в вымышленном мире подходит к зеркалу, где видит не себя, а, например, дроида-почтальона. Такой необычный опыт позволяет человеку проникнуться симпатией к машине, наделить ее присущими себе чертами и выработать терпимость к ее присутствию и способу действий.
Однако у этого есть и обратная сторона. Другая группа ученых показала, что усиление сопереживания роботам снижает эмпатию к другим людям. Развитие персональной робототехники может привести к отмиранию таких человеческих способностей, как эмоциональный и социальный интеллект. Если мы можем получить от робота секс, то зачем нам обучаться искусству флирта с живыми женщинами?
|
ЦИТАТА
"У вас есть действующее лицо - робот, который представляет иную категорию, нежели человек. Однако он так похож на человека, что на него легко перенести все психологические и социальные механизмы, столь характерные для людей и их сообществ. Например, остракизм по отношению к не включенным в группу или изгнанным из нее членам. Обычно такой процесс называют дегуманизацией, но в данном случае дегуманизации подвергается существо, которое и так не является человеком".
В 1919 году Зигмунд Фрейд опубликовал статью "Жуткое". В ней он с позиций психоанализа обосновал, что наибольший страх люди испытывают не перед чем-то неизвестным. Сильнейший ужас вызывает у нас то, что хорошо нам знакомо, но по каким-либо причинам выглядит странно или демонстрирует, что оно лишь имитирует знакомое нам, но на самом деле нечто иное.
Спустя 51 год японский профессор робототехники Масахиро Мори опубликовал в журнале Energy статью, где высказал гипотезу о существовании "Зловещей долины". Мори выстроил на графике множество объектов - от наименее похожих на человека промышленных роботов до манекенов и особых японских кукол - бунраку.
С точки зрения профессора Мори, между сходством объекта с живым человеком и эмоциональной реакцией людей на него есть связь. Обычно на гуманоидного робота, люди реагируют положительно. А вот на андроида, максимально точно имитирующего человека, однако в каких-то мелочах выдающего, что он всего лишь машина, реакцией будет страх и ужас. Как будто бы мы увидели восставшего мертвеца.
Стоит отметить, что гипотезу "Зловещей долины" пока не удалось ни опровергнуть, ни окончательно подтвердить. Споры и эксперименты идут по сию пору.