22 декабря
Загрузить еще

Легендарная “Мона Лиза” больше никогда не покинет Лувр

24 октября в Лувре открывается выставка к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Экспозиция станет самой масштабной в истории ретроспективой творчества художника эпохи Возрождения. Посетители музея не смогут увидеть только самую известную работу да Винчи - “Мону Лизу”. Небольшие размеры зала Наполеона не позволяют включить ее в экспозицию. Зато покажут картину “Спаситель мира”, которая находится в частной коллекции с 2017 года.

По недавно обнаруженным документам, да Винчи начал работать над портретом в 1503 году. В его эпоху картина вызывала у зрителей чувство страха и казалась им сверхъестественной. Пик популярности “Моны Лизы” случился в XX–XXI веках. Ее буквально показывали везде - использовали в рекламе и рисовали пародии. Небольшой портрет размером 77 на 53 сантиметра стал исключительным феноменом, особым объектом и местом паломничества. Стоимость картины оценивается в 650 миллионов долларов.

Картину боятся перемещать даже в пределах музея

После окончания  Второй Мировой войны “Мона Лиза” хранится в Лувре. С тех пор она показывалась вне парижского музея только три раза - в 1963 году на выставке в США, а в 1974 - в России и Японии.

В январе 2018 министр культуры Франции Франсуаза Ниссен предложила отправить картину в “мировое турне”. Когда эта новость облетела весь мир, политик подтвердила свое намерение. Однако директор Лувра Жан-Люк Мартинес заявил изданию The Art Newspaper, что “Мона Лиза” не покинет стены музея. Более того, ее даже не планируют перемещать на нижний этаж в зал Наполеона, где в октябре 2019 - феврале 2020 пройдет ретроспектива работ да Винчи. Мартинес объяснил, что транспортировка полотна может нанести ему непоправимый вред.

В 2005 году для картины выделили отдельное помещение, в котором она висит в специальной витрине с пуленепробиваемого стекла. Внутри поддерживается необходимый уровень температуры и влажности, который замедляет разрушение полотна. Похожий переносной бокс пока создать не удалось.

Работники отдела живописи и графики музея Венсен Дельевен и Луи Франк подтвердили изданию “Известия”, что на данный момент “Мона Лиза” находится в плохом состоянии. Таким образом, она больше никогда не покинет свое место обитания.

- Картина очень хрупкая. Трещина пересекает всю поверхность доски и достигает лба Джоконды. Ей противопоказано любое перемещение, вибрация, изменение климата. Самое страшное, что во время перевозки она может расколоться пополам. Поэтому Лувр не хочет, чтобы “Мона Лиза” путешествовала, - объяснил Венсен Дельевен.

Эксперты спорят о подлинности второй версии “Моны Лизы”

Тем временем, пара из Великобритании судится за “Раннюю Мону Лизу” - так называемую первую версию знаменитой картины Леонардо да Винчи.

История началась с того, что в 2012 году в Женеве “Фонд Моны Лизы” показал второй портрет Лизы Герардини, который якобы 40 лет хранился в сейфе швейцарского банка. “Ранняя Мона Лиза” на несколько сантиметров больше, чем оригинал из Лувра. На ней изображены две классические колонны, а Мона Лиза дель Джокондо - очень похожая жену флорентийского торговца шелком  с поздней картины - улыбается более открыто. Эта работа осталась неоконченной.

Тогда организация сделала сенсационное заявление - “Ранняя Мона Лиза” принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Если бы такая картина действительно существовала, это бы стало революцией в мире искусства.

Фонд привел ряд доказательств того, что картина является второй, ранее неизвестной версией “Моны Лизы”. При этом организация утверждает, что картина принадлежит не ей, а международному консорциуму.

Тут и появились некие британцы Эндрю и Карен Гилберт. После того, как фонд обнародовал “Раннюю Мону Лизу” в 2012 году, они заявили о своих правах на 25% картины.

- Нам сказали, что “ничего про нас не знают, мы не являемся владельцами и просто попытались избавиться от нас, как от чего-то ненужного”. Так как мы не могли выяснить личность владельца, а нам никто ничего не говорил, мы не знали, можем ли мы начать судебное разбирательство, - рассказала Карен.

На прошлой неделе в Италии начался судебный процесс, инициированный семьей Гилберт. Возможно, он сможет пролить свет на вопросы авторства, подлинности и настоящего владельца картины.

Схожая история произошла с другой работой да Винчи “Спаситель мира”. В 1958 году она была продана всего за 55 долларов, а два года назад на аукционе анонимный покупатель отдал за нее 450 миллионов долларов. Тогда авторство картины было подтверждено международной командой экспертов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Аукцион продал картину Бэнкси за рекордные 12 миллионов долларов