Три миллиона человек в интернете заявили, что будут участвовать в штурме американской военной Базы 51, где держат в плену инопланетян. Полиция штата Невада ожидает, что реально приедет примерно 40 тысяч человек со всего мира. Призыв штурмовать Базу 51 появился в интернете в конце июня. Власти предупреждают: военные откроют огонь. Тем временем организаторы акции уже неплохо на ней заработали.
21-летнему студенту колледжа Мэтти Робертсу из Калифорнии было дико скучно. Он сидел на нелюбимой работе и смотрел по интернету сериал про инопланетян. Это сейчас у Робертса берут интервью мировые СМИ, а тогда, три месяца назад, он пялился в экран и думал, что его жизнь не задалась. Робертс изучал в колледже нефтегазовый бизнес и не скрывал, что эта тема ему противна. Вдруг, как рассказывал он в интервью USAToday, ему пришла в голову мысль: а почему бы не освободить инопланетян, которые томятся на Базе 51, тут, неподалеку от Калифорнии. Сериалом навеяло. Он зашел в Фейсбук и создал мероприятие, то есть призыв к действию. На следующий день под мероприятием подписались жалкие четыре человека, и Робертс решил, что идея прогорела. Но через несколько дней о безумной затее написала самая раскрученная в мире социальная сеть Reddit. И уже к вечеру штурмовать базу выказали желание несколько сотен тысяч человек. А еще через неделю к Робертсу пришли агенты ФБР. Он стал мировой знаменитостью.
Робертс сказал агентам, что это просто шутка. Поверили ли они? Хороший вопрос. Журналисты, которые с ним встречались, характеризуют его как "21-летнего ребенка". Возможно, там все в самом деле очевидно. Но что делать с его сторонниками?
Меня приняли в закрытую группу в Фейсбуке в июле. Первое, что я увидел: человек из Зимбабве уверял, что у него есть автомат Калашникова, и народ обсуждал, как его провезти в США. Далее шло видео: бабушка лет 70 держит в руках базуку и заявляет, что "надерет задницу правительству". "А дело-то, похоже, серьезное", - подумал я.
Семен Клейман работает в Силиконовой долине, там все стали следить за флешмобом, едва он появился, рассказывает Семен. Ни у кого не было иллюзий: эта история не про инопланетян, которых на Базе 51 нет, она - про колоссальные деньги.
- Сначала энтузиасты раскрутили историю, а с июля народ стал зарабатывать на сувенирах. Футболки, кружки, да мало ли что - вроде все по мелочи и за копейки, но люди подняли серьезные деньги, - говорит Семен.
Но самый главный товар - это сама аудитория, вот эти два или три миллиона человек, которые вошли в группы и, стало быть, попали в базы данных. А их можно изучать, чтобы использовать в своих целях, или продать тем, кому такие базы нужны. Покупателями выступают крупнейшие корпорации, рассказывает Дмитрий Сидорин, интернет-аналитик.
- Часто корпорации сами устраивают флешмоб и смотрят, как люди реагируют на те или иные посты. Анализируются каналы распространения информации: чем люди готовы делиться, чем не готовы. Лучше лайкают фото с котиком или с собачкой? На какое мероприятие готовы пойти? Все это бесценные сведения, которые потом используются в основном, для того чтобы эффективно продвигать рекламу, - говорит Сидорин.
Доказано, что хорошо идут посты и флешмобы, в которых содержится конкретный призыв к действию ради великой цели, вроде "спасем планету от глобального потепления". Штурм Базы 51 в этом смысле сконструирован идеально. Встает вопрос: так ли прост ботан из Калифорнии? Не продумал ли Робертс всю коммерческую схему с самого начала? Соберу, мол, персональные данные, а потом продам.
В начале августа Робертс, кажется, еще ничего не заработал на своем детище. Он разместил в Фейсбуке истерический пост: "Не пишите мне! Я не могу отвечать на десять тысяч писем в день!" А потом вдруг объявил, что никакого штурма, конечно, не будет, зато он 20 сентября организует рок-фестиваль в пустыне, возле Базы 51. И тут в жизни Робертса появился загадочный человек по имени Брук Дейли - опытный организатор массовых мероприятий. И тут же как по волшебству фестиваль из захолустья переносится в центр Лас-Вегаса, куда Робертс на днях триумфально и прибыл. С трапа самолета - в телестудию, став главным героем популярного вечернего шоу. Вы понимаете, сколько стоит аренда зала в "городе грехов"? Что-то здесь не чисто.
Заходим на страничку с призывом штурмовать Базу 51 (в ней уже почти три миллиона человек). И неожиданно обнаруживаем… ролик крупнейшего в США пивного бренда "Бад Лайт". А "Бад Лайт" недавно запустил серию пива в упаковке, на которой изображены пришельцы и упомянута База 51. И теперь именно "Бад Лайт" организует то самое мероприятие в Лас-Вегасе - BudLightArea 51 Celebration. Все наконец встало на свои места: мы знаем, кому достался самый ценный актив в этой истории - многомиллионная аудитория, которой теперь можно вертеть как угодно.
Как все романтично начиналось. Ворвемся на Базу, освободим пришельцев. А закончилось все вечеринкой в казино и, конечно, большими деньгами. Интересно, если фрики в самом деле пойдут штурмовать Базу 51 и попадут под пули, как будет выкручиваться солидная мировая компания? Хотя стрелять, наверное, не будут, арестуют, и все. Кровь не должна омрачить праздник и помешать бизнесу.