Кто в наше время не мечтает о дорогих автомобилях, мобилках последней модели, фешенебельных пентхаусах, отдыхе на элитных курортах и одежде с последнего показа Парижской недели моды? По нынешним меркам, у кого круче гаджет и кто может больше себе позволить, у того и статус в обществе соответствующий.
Однако сейчас речь пойдет о львовской семье, в которой хоть и не отказываются полностью от всех благ цивилизации, но предпочитают переночевать в лесу или средневековом замке, ездить на лошадях, есть из деревянной или глиняной посуды и одеваться в то, что носили наши предки лет 500 назад.
31-летний львовянин Ярема Иванцив, реконструктор и председатель военно-исторического отряда "Черная Галич", туристический менеджер по образованию, с детства увлекся историей. Парня больше интересовал период украинского Средневековья - способ жизни людей того времени, их быт и т.д.
- В начале 2000-х годов я начал заниматься исторической реконструкцией, - рассказывает Ярема корреспонденту "КП" в Украине". - Это больше напоминало ролевое движение, хобби, игры, интересное времяпрепровождение. Меня интересовали бои, доспехи, мечи. Поначалу все это было на уровне аматорства, потом создали свой клуб и со временем поняли, что интересно заниматься каким-то конкретным историческим периодом. Нас больше заинтересовала реконструкция Средневековья. Поначалу ездили на фестивали, а потом это переросло в нечто более важное.
Со временем Ярема женился. Его женой стала Мария, ровесница, дочь известного украинского искусствоведа, художника-реставратора, поэта и музыканта, преподавателя Львовской академии искусств Льва Скопа. Молодые люди познакомились, когда Мария была еще студенткой (сейчас она тоже преподает в Академии искусств). Так что искусство и история для этой семьи близки.
- Мы свою свадьбу сыграли тоже в средневековом стиле - то есть гости были одеты как обычно, по-современному, а мы с Марией, наши свидетели, близкие друзья - в исторических костюмах, - говорит Ярема. - Это произошло в 2013 году на фестивале "Ту Стань" в селе Урыч Сколивского района, одними из организаторов которого мы являемся. Родители с понимаем отнеслись, не отговаривали, они тоже - люди искусства. Получилось очень романтично - ночью, при свечах, нас и гостей встречали в импровизированной крепости, всех угощали сладостями согласно средневековой традиции…
Сейчас в семье подрастают три дочери - пятилетняя Ярына, трехлетняя Юнона и Мелания, которой исполнилось 1,3 года. Своих детей Мария и Ярема тоже с пеленок приучают к истории.
- Впервые Ярына с нами поехала на фестиваль, когда ей было три недели, - говорит Ярема. - И ничего, все было нормально. Они и сейчас не представляют себе жизни без этих поездок, реконструкций, рыцарских боев и т.д. Мы ездим каждые выходные, с апреля до октября, пока тепло, на фестиваль, в какой-либо замок, на речку, к морю... Также, например, бываем в таких маленьких городках, как Добромыль или Белз - сейчас о них мало вспоминают, но в Средневековье там бурлила жизнь.
Ярема и Мария стараются как можно точнее передавать быт той эпохи. Воспроизводят одежду, оружие, кухню и другие вещи, которыми пользовались украинцы в Средневековье. Жена поддерживает мужа во всем - сама шьет одежду, в эскизах опирается на старинные иконы и гравюры, кое-что находят в музеях. Ярема же любит воспроизводить наряд рыцарей, снаряжение и оружие. В его арсенале - средневековые военные доспехи, которые носили в нашем регионе.
- В этом периоде кольчуга была основным снаряжением, а под нее надевали толстую куртку, чтобы смягчить удар, - говорит Ярема. - Ведь сама кольчуга не смягчает удар, а лишь защищает от режущих и колющих предметов. Также должен был быть слой, который сдерживал рубящий удар. Шлем доходил до середины ушей, иногда мог быть длиннее. Такие доспехи были распространены по всей территории Европы, потому что в то время выковать большую стальную пластину было сложно. Соответственно, маленькие пластинки было легче изготовить, из них скрепляли панцирь. В среднем доспехи средневекового всадника весили 25 килограммов, пешего воина - 15 кг, поскольку они требовали меньше защиты.
Ткани для женских и детских нарядов реконструкторы используют современные, но предпочитают натуральные, такие, как носили 500 лет назад: лен, коноплю, шерсть, шелк, хлопок. Но если раньше шили только вручную, сейчас иногда приходится строчить и на машинке.
|
Что касается еды, то здесь у семьи Иванцив тоже есть свои определенные правила - пища должна быть простой, доступной и питательной.
- В основном едим овощи, фрукты (те, которые растут в нашем климате) и каши, - говорит Ярема. - Но вот картошку и помидоры не едим - их тогда на наших землях еще не было. Иногда также бывает мясо, например курятина, рыба обязательно есть в рационе, пьем узвар (компот из сушеных фруктов. - Ред.). Еду готовим на костре, едим в шатре, из аутентичной посуды - деревянной или глиняной. А продукты храним в корзинах. Одним словом, все, как тогда - деревянные столы, лавки…