Это не ноу-хау от Илона Маска, и не гиперлуп от министра инфраструктуры Владимира Омеляна, а нечто большее. Вокзал в Барановке - это история о больших перспективах, которые закончились, так и не начавшись.
В далеком 1929 году Барановка уже шесть лет как носила гордый статус районного центра. От ее процветания зависела и жизнь соседних городков, и сел. Потому от ближайшего города Новограда-Волынского задумали протянуть в Барановку 38 километров железнодорожных путей, чтобы связать райцентр со всей страной. Ведь от Новограда-Волынского, важного ж/д узла, открыта дорога хоть на Киев, хоть на Черноморское побережье.
Да и торговые перспективы открывались перед барановцами небывалые. Город кормил фарфоровый завод имени Ленина. Его изделия пользовались спросом, но вывозить продукцию подводами или автомобилями было мелко и неудобно. А тут ж/д станция, вагонные нормы! И потекут в Барановку тысячи советских рублей. Эх, заживем, братцы!
В общем, проект строительства одобрили и первым делом открыли современный по тем временам вокзал. Но потом случилось непредвиденное.
- Именно производство фарфора и погубило проект. Когда стройка шла в самом разгаре, люди поняли, что движение поездов создаст колебания грунта, которое может привести к деформациям на ранних стадиях изготовления продукции, - рассказывает "КП" в Украине" местный краевед Виктор Калиновский. - И ветку решили не строить. Побоялись, что Барановка потеряет едва ли не единственный источник дохода.
Так в Украине и появился единственный вокзал, который никогда не видел ни поездов, ни железной дороги. Городок с годами разрастался, здание вокзала, стоящее на окраине, окружили медицинскими корпусами. А затем он и сам стал частью больницы.
Кстати, судьба завода, увы, тоже печальна. Разрушенный во время Второй мировой войны, он был отстроен заново, и его продукция снискала огромную популярность. Ежегодно отсюда выходило до 40 тысяч единиц фарфоровой посуды. Она даже шла на экспорт в Турцию и Египет. Но наступил XXI век.
Завод не перенес финансовый кризис 2008 года, а вступление Украины во Всемирную торговую организацию повлекло за собой массовый поток иностранного фарфора на украинский рынок. Потребность в барановской посуде практически исчезла. К началу 2009 года на заводе начались перебои с поставками газа. А позже предприятие закрыли из-за многомиллионных долгов. Имущество распродали, но завод-банкрот все равно остался должен Пенсионному фонду 1,9 миллиона гривен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Блюдо, которое случайно 72 года назад придумала местная повариха, до сих пор подают даже в заокеанских ресторанах.