14 августа церковь отмечает день семи мучеников Маккавеев, которые во II веке до н.э. были жестоко казнены за свою веру в Бога. Поэтому ежегодно православная церковь чествует их как символ непоколебимости веры. Труднопроизносимое иудейское имя мучеников народ переделал в "Маковея". А поскольку в это время дозревает мак, то, руководствуясь схожестью слов, в церковь помимо цветов несут святить и мак: сакральное растение для украинцев. Ему приписывались магические свойства, например, посыпали дом от всякой беды.
Поэтому главная составляющая букета, или "маковейчика", для освящения в этот день - созревшие головки мака. Также в букет добавляют чернобривцы или другие сезонные цветы, ароматные травы (мяту, базилик, чабрец, любисток).
Освященный в церкви букет принято не выбрасывать, а засушить, положить за икону - в качестве оберега. Исследователь традиций украинского народа Олекса Воропай писал, что букеты было принято сохранять до весны. Мак засевают на огороде, а сухие цветы девушки вплетают на Благовещение (7 апреля) в волосы - "чтобы не выпадали".
Еще одно название этого праздника - Медовый Спас, так как наступал сезон выкачивания меда. Соответственно в корзинку к букету добавляют еще и баночку меда или соты.
В этот день в церквях также освящают воду - ранее это были водоемы, крестные ходы на реку, но сейчас зачастую это просто вода в ведрах - когда-то считали, что именно в этот день князь Владимир крестил Киевскую Русь. Так что 14 августа еще называется "Спаса на воде" или "Мокрый", а сама вода считается целебной. Не так, как на Крещение, но тоже должна помогать.
14 августа начинается второй из строжайших постов в православии - Успенский. Длится он две недели и, по легенде, считается продолжением Великого поста. Мол, изначально Бог хотел сделать 9 недель Великого поста, но люди возопили - это очень сложно. Поэтому пост якобы разбили на две части - семь и две недели. Однако пост не повод отказываться от вкусностей. По украинской традиции готовили в этот день коржи с маком (пресную лепешку заливали сладкой медовой водой и засыпали перетертым маком) или блинчики с медом. Заканчивается пост 28 августа.
А еще с грустью говорили: "Пришел Спас - ушло лето от нас", "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро". Летнее тепло понемногу сменялось осенней прохладой.
Приметы этого дня
|
19 августа этого года отмечается Преображение Господне. По библейскому преданию, Иисус явил трем ближайшим ученикам - Петру, Иоанну и Иакову - божественную силу. Повел их на гору молиться, а во время молитвы преобразился - лицо просияло, а одежды сделались белоснежными. При этом явились два ветхозаветных пророка - Моисей и Илья, а также прозвучал к апостолам голос Бога: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Это достаточно значительный религиозный праздник - ведь Бог признал Христа своим сыном, так что Спас называется Великим.
Но в народе, которому было важнее отметить время сбора урожая, чем размышлять о духовном, этот день окрестили Яблочным - как раз созревало большинство фруктов. В церковь несли для освящения корзинку с грушами, яблоками, снова-таки мед, порой овощи, а также колосья ржи или пшеницы.
Особо религиозные селяне вплоть до этого дня фрукты старались не есть - грех. Самый суровый запрет был для женщин, потерявших ребенка: мол, на Яблочный Спас Божья Матерь всем умершим деткам будет раздавать яблочки, а тем, чья мама не сдержалась, не достанется. Зато по возвращении из церкви начинали разговляться - яблоки с медом, вино - конечно же, исключительно для повышения урожая. Для усиления праздничности в этот день церковь снимала запрет на употребление рыбы и морепродуктов.
Также на Яблочный Спас было принято поминать усопших родственников. Согласно народным верованиям, в этот день умершие могли вставать из могил, а значит, надо сходить на кладбище, принести им гостинцев.
Ну и если на Первый Спас было незначительное похолодание, то на Второй в средней полосе Украины могли быть даже заморозки, что отразилось в пословице "Пришел Спас - держи рукавицы про запас!".
Приметы
Перед Третьим Спасом отмечается один из главных христианских праздников - Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), когда поминают Пречистую Деву Марию. В этот день поста уже нет, можно есть скоромное. В народе его называют "Первая Пречистая" (осенью отмечают еще две).
Согласно Олексе Воропаю, о них в народе говорят так: "Первая Пречистая рожь засевает, вторая - дождем поливает, а третья - снегом покрывает". Следовательно, время сеять озимые. Жатва закончилась, начинали выпекать первый хлеб из нового урожая, поэтому и праздник должен называться Хлебный Спас. Так и говорили: "Третий Спас хлеба припас".
Но не хлебом единым. Есть же еще и орехи - как раз поспевали для заготовок на зиму, к тому же в этот день им приписывались магические свойства: делали целебные настойки, а из веток ореха - веники для бани. Девушки даже гадали на орехах. Если сорванный плод спелый и сладкий - к большой любви, гнилой - к беде, а горький - к семейным проблемам.
Третье название праздника - Полотняный, Нерукотворный, "Спас на полотне" - связано еще с одним религиозным событием у православных. Когда-то, будучи в городе Эдесса, Иисус умылся и вытер лицо полотенцем, на котором отразился Его лик. Этим полотенцем потом вылечился от смертельной болезни властитель Эдессы, а также с полотенца писали первые иконы Христа. Но праздник был посвящен перенесению Нерукотворного из Эдессы в Константинополь, в храм Святой Софии.
Возникли и соответствующие верования - хорошо покупать в этот день рубашки или постельное белье, у них могут появиться даже целебные свойства.
Но как бы ни радовались богатому урожаю или просто праздникам, все три Спаса окрашены грустной ноткой - лето закончилось, не за горами осень.
Приметы