Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота..." Помните эти строки? Для современных детей они актуальны как никогда, ведь перед ними открывается безграничный мир возможностей. Вот только когда возможностей много, очень сложно идти к намеченной цели не отвлекаясь. А ведь это очень нужное умение!
Как научить ребенка не бросать дела на полпути и добиваться поставленных целей?
Не секрет, что дела часто бросаются после того, как происходит столкновение со сложностями. Нравилось девочке танцевать в красивом платье. Чтобы потом ей хлопали или дарили цветы. А когда стало нужно тренировать растяжку, а это больно и скучно, и преподаватель ругает, что не получается, - дома скандал: "Не пойду на танцы!" Задача родителя в такой момент показать, что неудача - не конец света. А просто ступенька для дальнейшего успеха.
Как реагировать: "Не получилось? Давай попробуем еще раз!" Если снова не получилось, предложите свою помощь ребенку: "Может, попросим Марию Ивановну дополнительно позаниматься с тобой?" Или "Давай поищем в интернете, как решается эта шахматная задачка".
Ребенок проиграл на соревнованиях? Объясняйте, что такое бывает. Да, это очень обидно. Но не повод бросать спорт. Нужно тренироваться - и результат придет.
Обязательно проговаривайте эмоции ребенка от столкновения со сложностями: "Понимаю, что тебе горько и обидно - ты много тренировался, но награда досталась не тебе". Объясняйте, что разделяете эти чувства. Но верите в силы ребенка. Доводить дела до конца ему станет чуть проще.
Бывает так, что дети бросают дела, как только им становится скучно. Это палка о двух концах. С одной стороны, в жизни столько всего интересного и детство - отличный период, чтобы перепробовать разные кружки, секции, забавы. Стало скучно в одном - испытай свои силы в другом. Но, с другой стороны, любое дело, превращаясь в рутину, становится скучным. И вот занимался ребенок на фортепиано, и вскоре начинается: "Надоело эти противные гаммы с утра до ночи долбить!" И действительно, гаммы - скучное занятие. Но без них ведь никуда!
Как реагировать: сесть и расписать с ребенком перспективы занятий - немного освежить в памяти, для чего вы когда-то выбирали этот кружок или секцию. И поставить условие: "Занимаешься до конца года. Если по-прежнему будешь хотеть все бросить, будь по-твоему". Ну а к концу года ребенок либо втянется в занятия, либо действительно утвердится во мнении, что это дело - не его. И к его желаниям нужно прислушаться.
Коучи для взрослых предлагают такой прием: если чувствуете, что запал иссяк, пообещайте себе по окончании дела что-то приятное. С детьми это тоже работает.
Как реагировать: "Приберешься в комнате - можешь позависать в компьютерной игре часок" (да-да, закончить разбор завалов в детской для многих подростков вполне себе масштабная цель). "Прочитаешь книгу из расширенного списка на лето, сдашь родителям зачет по содержанию - получишь 100 бонусных гривен для похода в кафе с друзьями".
Бессмысленно обещать бонусы в призрачном будущем, например заставлять в октябре делать домашние задания, обещая за хорошую учебу купить в июле велосипед. Такая отдаленная перспектива ребенком ощущается как "никогда". Проучиться неделю без плохих отметок - гораздо более реалистичное условие. Ну и крупную цель, разумеется, можно делить на части: "Ты учишься неделю хорошо, а я добавляю 200 гривен в твою копилку на велосипед".
Избегайте платить деньги за высокие баллы и выполнение домашних обязанностей. Это не способ заработка для ребенка, а его обязанность. Исключение, если вы поручите ему выполнять свои обязанности. За это можно и приплачивать. Если посчитаете нужным.
Доводить сложные дела до конца проще, если перед глазами пример известного человека. Причем родители и вообще близкие взрослые подростка не мотивируют: он находится к ним "в оппозиции".
Как реагировать: поищите авторитетов для сына или дочери среди известных людей. Наверняка в их биографиях можно найти много мотивирующего. Расскажите ребенку, каким для звезды был путь к славе, как из небольших шагов складывался победный путь. О том, что Стив Джобс создавал свой знаменитый компьютер в гараже. И тому подобное.
Понятно, что этот совет требует от родителей большой подготовки. Ведь необходимо не только узнать, кто может стать примером для собственного ребенка, но и проштудировать биографию человека. Но ведь и цель перед нами достойная - научить ребенка добиваться целей, воспитать его. В помощь - мотивационные книги, статьи в интернете.
Часто бывает так, что ребенок делает какое-то важное и большое дело, но не чувствует, что продвигается вперед. Из-за этого прогресс мало-помалу останавливается, а интерес к занятию пропадает.
Как реагировать: хвалить. Похвала еще никому не помешала, а ребенок до определенного возраста соизмеряет свой успех с тем, хвалят его взрослые или нет. А чувствовать себя успешным в деле - значит хотеть двигаться дальше и доводить начатое до конца.
Важно хвалить правильно. Оценивайте не личность ребенка, а то, что он сделал. Не "Молодец!", а "Как здорово ты вышила голову котенка! Представляю, какой красивой получится вся картина!", "Вот эта строчка с буквой "И" тебе особенно удалась!".
Сдаться всегда проще, чем продолжать. Особенно если цель большая и, кажется, недостижимая.
Как реагировать: покажите, что можно делить большое дело на маленькие кусочки и постепенно, шаг за шагом, добиваться поставленной цели.
Конечно, сложная модель самолета не соберется за один день, равно как и умение писать красиво не приходит внезапно. А вот если занятию посвящать хотя бы 15 минут, но каждый вечер, навык будет освоен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Современные родители просто помешаны на воспитании вундеркиндов. Им не дает житья чужая слава: мол, некоторые дети в два года уже знают алфавит, а в три – таблицу умножения!