2 августа - Международный день пива. О том, как наши предки изобрели этот хмельный напиток, почему он был для них так важен и к каким другим спиртным открытиям пришло человечество, мы прочитали в книге Марка Форсайта: "Краткая история пьянства от каменного века до наших дней". Публикуем отрывки из столь увлекательного исследования.
Едва ли не древнейшее здание на нашей планете - храмовый комплекс Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Там есть огромные ванны, на дне которых найдены химические соединения оксалаты. Они появляются, когда ячмень смешивают с водой, - и легко предположить, что в них готовили пиво.
Пиво было невероятно важно для наших предков, живших 11 тысяч лет назад. Более того, ради пива они и начали заниматься земледелием. Потому что пиво легче готовить, чем хлеб (его не надо печь); потому что при сбраживании злаков образуются жизненно необходимые витамины группы В; потому что пиво проще хранить; потому что спирт в пиве обеззараживает воду... И так далее - найдется много вполне серьезных причин, по которым пиво лучше хлеба.
В первых дошедших до нас образцах письменности - долговых расписках, сделанных в Междуречье в IV веке до н. э., - речь тоже идет о пиве. Им (а также ячменем и золотом) люди тогда и расплачивались, потому что монеты еще не придумали.
Если бы мы попали в трактир в городе Ур на территории современного Ирана в 2000 году до н. э., увидели бы проституток у входа, украшенных жемчужными бусами (жемчуг тогда был недорог), и полчища мух внутри: пиво варили непосредственно в трактире, и запахи там были довольно резкие. Несмотря на присутствие жриц любви, вход внутрь этим девицам воспрещался; как и настоящих жриц - "божьих жен" - их за посещение трактира приговаривали к сожжению. Но при всем этом владела трактиром всегда женщина.
Как пишет Форсайт, "ассортимент пива у шумеров был довольно широкий - ячменное пиво, полбяное, темное, светлое, красное, с медом и другими приправами, смесь крепкого пива с вином, фильтрованное пиво". Пили пиво обязательно через соломинку, потому что шумерское пиво больше походило на пенную ячменную кашу с шапкой гущи. Соломинка позволяла добраться сквозь эту шапку до вожделенной жидкости.
В Древнем Египте пьянство, как утверждает Форсайт, процветало. Причем женщины пили не меньше мужчин. И все они делали это с целью нажраться в хлам. "Подайте мне восемнадцать кувшинов вина! Я хочу напиться пьяной. Внутри у меня все сухое, как солома". Этот текст сопровождает древнеегипетское изображение пира, а произносит эту реплику некая старуха. А на другой картинке какую- то знатную даму тошнит на служанку. И никакого стыда египтяне не испытывали, напротив, гордились своими попойками (все эти изображения размещены не где-нибудь, а в гробницах, то есть перед лицом вечности).
Пьянство у египтян было впрямую сопряжено с сексом (они вместо "заниматься любовью" употребляли выражение "гулять по болотам"). Эпитафия другой знатной даме по имени Хратианк гласит: "Я знала толк в хмеле, я радовалась хорошему дню. Умастив себя мирром и надушившись ароматом лотоса, я что ни вечер предвкушала прогулки по болотам".
То ли раз в год, то ли раз в два года в Древнем Египте проходил Праздник опьянения. Все надевали украшения, натирались благовониями и собирались в храме на берегу Нила. Там вино и пиво лились рекой, а еды, напротив, почти не было. Чаши вина осушали залпом под возгласы жреца: "Будем же пить, будем же есть, будем же совокупляться!" И прямо в храмовом зале, называвшемся "Зал прогулок по болотам", начинался сумасшедший свальный грех.
"Зачатие в пьяной праздничной свалке от абсолютно незнакомого человека было вполне в порядке вещей, - пишет Форсайт. - Дети, зачатые в подобных обстоятельствах, пользовались почетом и, вырастая, не только с легкостью пополняли ряды жрецов, но и хвалились своим происхождением".
Потом все засыпали, а жрецы втаскивали в зал, полный храпящих людей, статую богини Хатхор - и всех будили оглушительным барабанным боем. Внезапно пробудившиеся с дикого похмелья люди видели богиню в лучах рассвета и воспринимали это как мистическое откровение. Считалось, что в этот момент ее можно попросить о чем угодно и просьба будет выполнена... Современному человеку все это трудно понять, но традиции религиозного опьянения существовали во многих странах и в разные эпохи.
|
В Темные века, когда по Европе бродили варвары, процветали монастыри: они находились вдали от городов и воспринимались как безопасные укрытия. Кроме того, там можно было спокойно делать вино. В VI веке святой Бенедикт создал несколько монастырей и подробно расписал в уставе, что подобает, а чего не подобает делать монахам. Пить было можно - хотя и в меру: "полагаем, что для каждого достаточно будет на день хемины вина". Хемина - это примерно современная бутылка. Бенедикт оставлял за настоятелем право в случае летней жары или непосильного труда разрешать монахам пить и больше.
На заре цивилизации люди понимали: спирт обеззараживает воду. В Средние века ситуация с питьевой водой лучше не стала. Ее добывали в основном из речек, а там, кроме микроорганизмов, водились черви и пиявки. В одной хронике человеку, выпившему воды, рекомендовалось немедленно сделать глоток горячей овечьей крови, чтобы нейтрализовать всю употребленную внутрь гадость. С вином и элем этой проблемы не возникало. Правда, вино тогда, как и сейчас, стоило дороже - что делать, вместо "хемины вина" часто приходилось довольствоваться галлоном эля в день (галлон - это около четырех литров). Неудивительно, что монахи порой "размывали слова молитв своих вином", и бывало, что их тошнило прямо на святом причастии (во всяком случае, существовала специальная епитимья для таких случаев - 60 дней строгого поста).
Пока речь шла только о вине и пиве. Крепкие напитки появились гораздо позже. Исследователи до сих пор спорят, кто и когда изобрел дистилляцию. Самая популярная теория - что ученые- арабы в X веке, вот только их открытие нигде не нашло распространения. Лишь во второй половине XVII века крепкие напитки распробовали и начали употреблять повсеместно. Именно тогда в Англии началось настоящее "джиновое безумие". Джин тогда был гораздо крепче, чем сейчас, - около 80 градусов. Кроме традиционного можжевельника, в спирт для вкуса иногда подмешивали скипидар и серную кислоту. "Его продают почти в каждом доме, где только найдется свободный закуток", - писали тогда в London Magazine. Это был напиток бедноты, которая хлестала его литрами.
Это была катастрофа: Лондон полнился опустившимися алкоголиками. В 1736 году власти поняли, что надо что-то с этим делать, и ввели лицензии на торговлю джином, за которые требовалось платить огромные деньги. Но остроумные англичане придумали способ обойти закон: появились "кошки-обманки". На дверях висели вывески в виде кошек, под кошкиной лапой была трубка, из которой лился джин, если покупатель бросал монетки в специальное отверстие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вкусное часто оказывается вредным. Особенно если речь идет о десертах и алкоголе. Нам все уши прожужжали о пагубности этих двух компонентов. Но иногда так хочется побаловать себя каким-нибудь ликером! Мы расспросили сомелье Рината Аслямова о том, на что обращать внимание, покупая этот напиток в магазине или баре.