Его строили – не достроили, пытались продать – не продали, выделяли деньги на содержание, но накопили долги. О судьбе ракетного крейсера "Украина", который уже третье десятилетие стоит без дела у причальной стены ГП "Николаевский судостроительный завод", вновь заговорили после визита Владимира Зеленского в Николаев. Заржавевший ракетный крейсер президенту показал министр обороны Степан Полторак. Заявил, что корабль нужно разоружить. Само судно для военно-морских сил Украины ценности не представляет, хоть оборудование пристроим - для других кораблей.
- Задачи, которые возложены на данный крейсер - сопровождение авиаударных группировок на большие расстояния. Задач таких в Украине нет, потому его использование в качестве крейсера считаем нецелесообразным и предлагаем рассмотреть возможность его демилитаризировать, - определил долю крейсер Полторак.
Очень оперативно, 23 июля, уже через неделю после заявления министра обороны, гендиректор Николаевского судостроительного завода Валерий Калашников сообщил, поручение относительно демилитаризации уже подписано и в скором времени начнется демонтаж оборудования. Правда сам процесс не быстрый - займет порядка трех лет.
Что будет с самой "Украиной" после того, как с нее снимут военные установки, не уточняется. Но в соцсетях уже "гуляют" предложения о том, чтобы создать на базе крейсера музей и проводить там мероприятия.
- Вот бы оставить этот легендарный крейсер в Николаеве как музей и притягательную достопримечательность. Поставить его на Набережной (в районе Дикого сада), привести в порядок и открыть для посещения и проведения там различных мероприятий. Распиливать на металл или продавать было бы не правильно, - написал на своей странице в Фейсбуке директор КП "Агентство развития Николаева" Виталий Воронов.
Судостроители вздыхают: достроить бы "Украину" и она могла бы выполнять боевые задания. Корабль такого класса, способен простреливать всю акваторию Чёрного моря, даже не отходя от пристани. В условиях агрессии, в том числе и морской – нужное подспорье.
У Зеленского позиция относительно демилитаризации судна такова: "Распиливать не дадим. Это невозможно". А что возможно – пока неясно.
Строить крейсер (тогда еще "Адмирал Флота Лобов") начали в 1984 году. Спустя шесть лет его спустили на воду. Однако из-за невозможности оснастить его штатным вооружением он так и остался не у дел. Достроить его пытались несколько раз, то формируя команду, то вновь распуская ее. В 1996-м его достройка была приостановлена в связи с отсутствием финансирования. В 2000-2001 годах крейсер планировалось ввести в состав ВМС Украины, однако позже была признана нецелесообразность такого шага.
В свое время петицию о том, чтобы достроить ракетный крейсер и принять его на вооружение, отправляли на сайт пятого президента Украины Петра Порошенко. Но нужное количество голосов она так и не набрала. Не увенчались успехом и попытки продать "Украину" Китаю, России и Индии. Попытки продать корабль в другую страну блокировались Россией, мотивировавшей это наличием на крейсере секретных российских разработок. Кстати, тот же Порошенко в 2017 году подписывал указ о демилитаризации крейсера "Украина". Предполагалось, что корабль в скором времени продадут третьей стороне, а вырученные средства будут пущены на выплату долгов работникам НСЗ и на строительство двух катеров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На фоне громкой истерии по поводу продажи китайцам "нашего всего" - самолета "Мрия" "КП" в Украине" вспомнила о судьбе еще одного выдающегося судна - на сей раз морского - ракетного крейсера "Украина". Построенный еще 26 лет назад, он так и не смог послужить Отечеству - ни СССР, ни Украине. На его содержание расходуются громадные деньги, но он и пользы не приносит, и продать его невозможно.