Папы-мамы желают своим чадам только самого лучшего. Но часто выходит "хотели как лучше, а получилось как всегда". Какие воспитательные фразы из нашего детства не прошли проверку временем и больше вредили, чем воспитывали? Это важно обсудить не для того, чтобы укорить старшее поколение, а чтобы не наломать дров с собственными детьми. Разбираемся вместе с практическим детским психологом Ольгой Анищенковой.
- Это хит! Есть еще хлеще выражение: "Не съешь - за шиворот высыплю!" Родители не осознают, почему заставляют доедать детей. На самом деле причина в "голодных" генах, - объясняет Ольга Анищенкова. - Наши бабушки, деды и прадеды перенесли голод. И это передалось внукам и правнукам, как форма носа, цвет глаз и волос. К счастью, сейчас другое время: не надо наедаться впрок, можно всегда купить любые продукты. Но генная память живет.
Последствия: лишний вес, проблемы с пищеварением.
Как правильно: если вы видите, что ребенок заскучал над тарелкой, лучше сказать: "Ты наелся? Можешь не доедать". Или: "Съешь потом". Пусть он с молодых лет учится слушать себя и не растягивает желудок.
Вариант: "Слушайся старших". Авторитарная фраза, она учит ребенка тому, что не он сам, а кто-то другой все за него решит и сделает. Ее истинный смысл такой: "Твое мнение ничего не значит, ты не можешь, не умеешь, ты - ноль".
Родителям проще цыкнуть, чем тратить время и силы, объясняя сыну или дочери, почему нужно сделать так и не иначе. Взрослые облегчают себе жизнь, но портят ее ребенку.
Последствия: из абсолютно послушного ребенка вряд ли вырастет счастливый взрослый. Он перестает слышать себя: а чего хочет на самом деле? Будет плыть по течению, боясь взять на себя ответственность и обвиняя в неудачах только других.
И еще один побочный эффект: во взрослой жизни напряжение внутри человека может привести его к разного рода зависимостям - алкоголизму, наркомании, булимии. Он станет уходить в то, что гарантированно и быстро дает ему ощущение счастья.
Как правильно: находите время на диалог с ребенком. Родителям важно в доверительной форме донести мысль: "Я старше тебя, у меня есть опыт, и потому я прошу тебя сделать так". Объяснить почему. И не давить своим авторитетом.
Родители и педагоги постоянно вдалбливают это ребенку. А потому - сидеть-бояться!
Последствия: страх перед любыми авторитетами. Полное подчинение и отсутствие уважения к себе. Такие люди боятся высказать свое мнение и попросить, например, у начальника хорошую зарплату. Они зажаты, не могут быть открытыми и смелыми с людьми, стоящими выше по рангу.
Как правильно: учитель всегда-всегда прав? Нет, он человек и, значит, может ошибаться.
Или: "Хватит реветь! Болит? Потерпишь, не маленький!" Последняя фраза, скорее всего, жизненное кредо самого взрослого. Он привык терпеть, он глубоко несчастен. И, вместо того чтобы лечить свои раны, девиз "Терпи!" передает ребенку. Что касается "замолчи" - это запрет на любые эмоции, особенно негативные.
Последствия: обесценивание чувств, когда не принято радоваться или плакать. В итоге вырастают роботы, у которых внутри, как говорят психологи, - саркофаги. Там погребены грусть, гнев, печаль, обида и даже счастье... Эти чувства когда-то ребенку запретили проявить, и все, что он смог сделать, это захоронить их внутри. Непроявленные эмоции копятся, крышка уже не выдерживает, и лет так в 40 саркофаг может вскрыться. Мало никому не покажется.
Как правильно: не запрещайте малышу плакать, смеяться, прыгать от счастья. Пусть он выражает свои эмоции. Да, взрослые могут сердиться на поступки ребенка, просить сына или дочь вести себя иначе... Но нельзя запретить им чувствовать. Как же поступить, если ребенок рыдает? Говоря языком психологов, отразите его чувства: "Ты плачешь, тебе больно? Иди я тебя пожалею!" Обнимите, поддержите и успокойте.
Одно из самых сильных потрясений, которое может пережить человек, - это когда родители били его в детстве. Или даже хотя бы раз ударили. Тот, кто является для ребенка олицетворением любви и защиты, вдруг выступает агрессором. У детей, особенно со слабой психикой, может рухнуть мир.
Последствия: недоверие к миру и людям. Страх становится ведущей эмоцией и может проявиться во всех сферах: в любви ("меня бросят"), в работе ("уволят, я никудышный, плохой"), в общении ("высмеют, раскритикуют"). Будет ли такой человек счастлив? Вряд ли.
Как правильно: во-первых, никогда не бейте ребенка. Во-вторых, если это все же случилось, попросите прощения. Тут же. Объясните ему свои чувства, расскажите, что внутри вас живет дракон, и, если его разбудить, он злится. Но, главное, разберитесь потом с собой. Что на самом деле вас выводит? Вы устали, на работе получили по шапке или вам нахамили в магазине? Очень часто тут дело не в шалостях детей. Так стоит ли срывать на них свою злость?
Во-первых, в этой фразе сквозит неуважение к женскому полу. Во-вторых, мальчик - что, не человек? Почему ему нельзя плакать?
Последствия: проблемы сердца у мужчин, ранние инсульты и инфаркты.
Как правильно: объясните сыну, что он может проявлять любые эмоции. И если больно, обидно - плакать! Это нормально.
Конечно, прекрасно увидеть изнанку фраз и перестать их использовать. Но они выскакивают как черт из табакерки. Не заклеивать же рот взрослым?
Не грызите себя за ошибки, увы, они все равно будут. Заранее простите себя за них! Примите воспитание ребенка как творческую задачу.
Исследования показывают: музыкальное развитие помогает в лингвистике.
Результаты одной из работ на эту тему были опубликованы в журнале Brain Sciences. В эксперименте приняли участие 35 дошкольников от 5 до 6 лет. Им нужно было запомнить и повторить несколько фраз на четырех иностранных языках: турецком, тагальском (на нем говорят филиппинцы), русском и китайском. Также были протестированы и музыкальные возможности детей. Те, кто рос в более музыкальной среде, лучше воспроизводили и имитировали незнакомый языковой материал.
А итальянские исследователи решили провести похожий эксперимент уже со школьниками. Исследовали несколько групп. У одной музыка была два раза в неделю, у второй - шесть раз. В итоге те, кто более интенсивно музицировал, показывали и лучшие результаты в изучении английского и французского языков.
В Германии занимались изучением языка с детьми-мигрантами с помощью песен. В результате всего трех занятий по 40 минут, где дети выучили две песни на немецком, их языковые показатели значительно улучшились даже в области грамматики. На тестировании экзаменаторы предлагали вспомнить слова, которые встречались в песнях. Обрабатывая результаты, они обратили внимание на такую деталь: те, кто во время экзамена напевали мелодию, вспомнили больше слов, чем другие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Любой отпуск с детьми полон сюрпризов, не всегда возможно предусмотреть все неожиданности. Особенно если это первый отпуск с малышом. Мы попробовали разобрать самые важные моменты.