Святой пророк Иоанн Креститель - это тот, кому было суждено стать Предтечей Христа. Иоанн - это Тот, о ком говорил еще в Ветхом Завете пророк Исайя: он "глас взывающий в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему" (Ис. 40: 3).
Прп. Макарий Египетский сравнивает мир до пришествия Христа с дремучим лесом, поросшим непроходимыми зарослями. И вот перед Иоанном Предтечей стояла цель - в этом дремучем лесу подготовить путь Господу.
Пустыня, в которой звучит голос пророка, - это не только выжженная солнцем каменистая земля, лежащая по ту сторону Иордана. Пустыней может быть человеческое сердце, в котором нет Божьей Благодати, пустыней может стать и весь мир, если в нем нельзя встретить Бога.
И для того, чтобы каждый человек мог встретить в своей жизни Бога, для того, чтобы Бог вошел в человеческое сердце, приходит святой Иоанн Предтеча - "приготовить путь Господу".
Задача Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы подготовить иудейский народ к принятию Божественного Спасителя. Подобная задача никогда не полагалась на человека, и нужны были большие духовные силы для того, чтобы выполнить ее. Поэтому для выполнения данной задачи святой Предтеча Господень готовился более тридцати лет, живя в дикой Иудейской пустыне.
Зачем это было нужно? Для того, чтобы в непрестанно молитве к Богу, в тяжелом посту, сдержанности и бдении получить благодать Божию.
Проповедь Предтечи была настолько мощная, настолько влияла на сердца человеческие, что народ толпами шел со всей Иудеи слушать его слова, каяться и креститься крещением покаяния.
Славянское слово "крещение" правильнее переводить как "погружение". Так, во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовение или окропление водой) был знаком очищения человека от грехов.
Прощать же нарушение заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, - один Господь Бог. Таким образом, Иоанново крещение было приготовлением к пришествию Господа, Который один только имеет власть прощать людям их грехи.
Всей своей жизнью, и делами, и словами, Иоанн Предтеча свидетельствовал о Христе. Чтобы человек мог принять Христа, Предтеча призывал: "Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния" (Лк. 3: 8).
Но что такое плоды покаяния? По мнению святых отцов, плоды покаяния - это когда человек находит в себе силы не возвращаться к своим прежним грехам. Прп. Ефрем Сирин учит, что повторение грехов происходит потому, что человек любит грех, не хочет расстаться с ним, даже если осознает его.
Святой Иоанн Предтеча взывает: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие". Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос.
Стать причастником вечного Царствия Божия человек призван уже здесь и сейчас. Человек приходит в этот мир для того, чтобы встретить Бога, научиться любить Его и научиться быть Ему верным.
Начинается же этот путь к Богу только с покаяния. Покаяние - одно из важнейших понятий в практике духовной жизни. Человек должен изменить свой образ жизни и мысли, для того, чтобы жить не по законам мира, "лежащего во грехе", но для того, чтобы в этом мире жить с Богом.
Вхождение в Царство Божие, жизнь в Церкви начинается для человека с таинства Крещения, начало которому положил Сам Господь, пришел на Иордан к Иоанну. Продолжается же оно в Таинствах Евхаристии и Покаяния. Так, прп. Иоанн Лествичник говорит: слезы покаяния являются продолжением вод Крещения. То, что мы теряем в Крещении, мы можем восстановить в Покаянии.
И поэтому мы должны помнить, что только в покаянии, только искренне раскаиваясь в своих собственных грехах, мы получаем надежду на то, что можем снова встретиться с Господом. Ведь, по словам прп. Исаака Сирина, цель человеческой жизни - Царство Божие - открывается только тем, кто очищает свою душу слезами покаяния, так как только чистая душа может вместить в себя своего Творца.