Подошел к концу главный ночной кошмар всех школьников - все экзамены позади, а результаты ВНО уже известны. Настало время подводить итоги. Математика и география немного улучшились, с остальными предметами дела хуже. Особенно плачевной оказалась ситуация с тестированием по украинскому языку и литературе. Более 50 тысяч человек “провалили” обязательный предмет, не набрав минимальных 23-х баллов.
По мнению преподавателей, в прямом смысле провальные результаты на ВНО - это полностью вина детей и их родителей. Первые не особо желают сдать тестирование как можно лучше, потому не готовятся серьезно к экзаменам. А вторые не проявляют должной заинтересованности к поступлению детей в вузы. Хотя, напомним, сейчас оценка ВНО вписывается в аттестат.
- Сейчас пошли очень ленивые ученики, которые зациклены на чем угодно, только не на учебе. Они не стремятся поступать. Понимают, что учебу в вузе не потянут умственно. Задания на ВНО дают всегда среднего уровня сложности, ориентированы на стандарт МОН, но многие ученики их не тянут, - считает преподаватель украинского языка Шосткинского ХТК им. И. Кожедуба Наталья Щасная. - А еще очень часто родители не заинтересованы в результатах своих детей, потому школьники и чувствуют себя свободно и не беспокоятся о результате, отсюда и печальные последствия.
По мнению преподавателя, часто случается и так, что родители могут излишне давить на своих детей, тем самым убивая в них малейшую уверенность в себе и их шанс на успех задолго до теста. Ключевым, по мнению специалиста, является желание детей.
- Если ребенок желает куда-то поступить, то он будет усердно учиться, невзирая на то, какие у него способности и возможности. А если ребенку все равно, то это не исправить ни репетиторами, ни учителями, - говорит педагог.
Она считает претензии к сложности тестов необоснованными, поскольку их сложность формируют по среднему показателю по стране и пороговые баллы всегда ориентированы на стандарты Министерства образования.
Как сообщили в Украинском центре оценивания качества образования на запрос “КП” в Украине”, пороговый балл “сдал/не сдал” определяется с помощью метода Ангоффа-Беука. Согласно ему, после окончания тестирования по каждому предмету собирается экспертная группа. Ее задание - определить вероятность правильного ответа на каждый вопрос, если отвечает минимально подготовленный абитуриент. После чего члены экспертной группы находят среднее число, которое и становится тем самым порогом “сдал/не сдал”.
В Украинском центре оценивания качества образования к единому мнению по поводу результатов 2019 года еще не пришли. В пресс-службе ведомства "КП" в Украине" сообщили следующее:
- Сейчас нет единого мнения относительно того, почему выросло число провалившихся по большинству дисциплин. Есть предметы, где этот процент вырос незначительно, он обусловлен количеством сдающих, которое в этом году по тому или иному предмету могло быть меньше или больше, - говорят в пресс-службе УЦОКО. - Значительно ухудшились результаты по украинскому языку и химии. Причина худших результатов по языку может быть в том, что дети мало читают литературу, в ней было больше ошибок. А, допустим, химия сама по себе сложна.
На оценки по математике и географии могло повлиять то, что дети трезво оценивали свои способности и не брали в список сдаваемых ими дисциплин те предметы, с которыми у них дела обстоят хуже всего.
В этом году многие действительно сильно обеспокоены ситуацией со сдавшими украинский язык и литературу, а если точнее - количеством не преодолевших порог “сдал”. Их 53 613 человека из 339 753 принимавших участие в тестировании, что, в свою очередь, составляет 15,8%. В УЦОКО нас успокоили, акцентировав внимание на том, что результаты ВНО по украинскому не являются критерием оценивания знания государственного языка.
- По результатам ВНО по украинскому языку и литературе нельзя сделать выводы об уровне владения украинским языком как государственным. Поскольку целью внешнего независимого оценивания является обеспечение равных прав лиц на равный доступ к высшему образованию и оценивания соответственности результатов учебы, полученных на базе полного общего среднего образования, государственным требованиям, а не оценивания уровня владения участниками отдельными компетенциями, - сообщила пресс-служба Украинского центра оценивания качества образования.
Учитывая снижение в 2018 и 2019 году порога “сдал/не сдал” на один балл по сравнению с 2017 (с 24 до 23 баллов), казалось бы ситуация с количеством успешно прошедших тестирование по украинскому должна быть немного лучше. Но нет. Если взять данные ВНО по украинскому языку и литературе за последние три года (2017-2019 гг.), то имеем следующие показатели: 92,45%, 86% и 84%. Это процент тех, кто преодолел пороговый балл тестирования по обязательному предмету. За ежегодное уменьшение этих показателей в УЦОКО назвали ответственными выпускников профессиональных и профессионально-технический учреждений.
- В 2018 году по сравнению с 2017 годом существенно изменилась выборка участников ВНО по украинскому языку и литературе, поскольку прохождение государственной итоговой аттестации в форме ВНО стало обязательным для учеников, слушателей (студентов) профессиональных и профессионально-технический учреждений. Именно это, вероятно, повлияло на численность тех, кто не преодолевает порог “сдал/не сдал”, - ответили в пресс-службе.
Максимальный балл ВНО по украинскому языку и литературе 200 из 200 возможных набрали 17 абитуриентов. Среди них 2 ученицы из Донецкой области.
Ежегодно в вариантах тестов есть спорные вопросы, где нужно выбрать один ответ при наличии двух правильных, или вовсе нет правильного ответа. Примером последнего утверждения является задание №42 по истории Украины. Ученикам и студентам предложили выбрать из четырех фото то, на котором изображена “Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря”. В итоге после проведения тестирования в УЦОКО заявили о том, что добавят всем сдавшим этот предмет на ВНО по одному баллу.
- Внеочередное заседание предметной профессиональной комиссии по истории Украины, которая установила, что задача № 42 сертификационной работы основной сессии ВНО по истории Украины не правильного ответа, - сообщил Украинский центр оценивания качества образования.
В ответе “КП” в Украине” исполняющий обязанности директора УЦОКО Валерий Бойко заявил, что подобные ошибки технического характера случаются крайне редко.
- В Украинском центре используют лучшую мировую и отечественную практики заключения задач сертификационных работ. Так, чтобы задание было использовано в сертификационной работе, нужно осуществить профессиональную разработку, экспертизу, апробацию, рецензирование тестового задания, - подчеркнул он в ответе нашей газете.
В УЦОКО отметили, что утверждение правильных ответов профессиональной комиссией на задания вариантов ВНО происходит после проведения тестирования. Там также отметили, что в состав комиссии входят ведущие ученые и педагоги разных образовательных учреждений.
Так или иначе, а будущим выпускникам придется сделать выводы и усердно готовиться, чтобы не завалить ВНО. Вот 3 главных совета от участников тестирования 2019 и предыдущих годов.
1. Готовьтесь заранее, чтобы можно было “прогнать” программу 2-3 раза для лучшего заполнения пробелов в знаниях.
2. Реально оценивайте свои силы по дисциплинам, которые выбираете. Желательно подбирать специальность под предметы, которые вам лучше даются.
3. Подтягивайте с репетиторами только проблемные предметы, а не все.
Родителям рекомендуем помогать детям с выбором профессий и активно интересоваться поступлением в вуз.
|