О древней чумацкой традиции – брать с собой в дорогу оберег в виде изображения святого на высушенной рыбе, краевед и заведующий сектором "Каменская Сечь" Национального заповедника "Хортица" Андрей Лопушинский прочитал в одной статье несколько лет назад. Речь шла об украинском живописце Феодосии Гуменюке, который рассказывал об удивительных украинских древних артефактах середины ХІХ века, увиденных в Музее этнографии в Петербурге. Чуть позже краевед "набрел" на описание и сюжет "рыбных" икон, а затем и на фотографии ликов святых, изображенных на высушенной камбале.
- Меня очень заинтересовала эта тема, но, как выяснилось, сохранившихся икон на рыбе в Украине нет, - рассказал "КП в Украине" Лопушинский. – Тогда мне пришла в голову идея воссоздать чумацкий оберег в нынешних условиях, ведь камбала на Херсонщине, к счастью, не перевелась.
Андрей купил рыбу, высушил ее специальным образом, а после передал для росписи херсонской художнице Оксане Оснач. Она сделала два изображения святых.
- Мне нравятся эксперименты в творчестве, поэтому к реконструкции иконы на рыбе я отнеслась с интересом. В первую очередь, из-за необычного материала "полотна", - говорит художница. – Уже в ходе работы отметила, насколько святые образы вписываются в анатомическую форму рыбы, во все эти выпуклости и шероховатости.
Поскольку рыба – природный материал, то "краску" Оксана выбирала тоже соответствующую. Писала маслом, в три подхода. Признается: рыбный запах чувствовался, но процессу не мешал.
- Это мой первый опыт написания икон. Я верующий человек, поэтому прежде, чем приступить к работе, помолилась, - отмечает Оксана. – Во время писания тоже ощущала определенные эмоции. Меня очень тронула история этого оберега. Я представляла, как он создавался почти два столетия назад.
|
А вот священники изображение ликов Божьей Матери и Христа на рыбе не одобряют, хотя рыба и была символом древнего христианства.
- С греческого "ихтис" (рыба) является аббревиатурой фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель", - поясняет настоятель Храма в честь иконы Божией Матери Иверская, отец Николай Несправа. – Однако изображать на рыбе иконы – это кощунство. Существуют апостольские правила, в которых говорится, на чем можно писать иконы, а на чем – нет. С точки зрения религии икона на рыбе недопустима, скорее, это можно расценивать как авангардное искусство.
Впрочем, краевед Андрей Лопушинский и художница Оксана Оснач в один голос говорят, что ни в коем случае не посягали на религиозную сторону реконструкции "рыбной" иконы. Скорее, отнеслись к этому, как к "возвращению" забытой чумацкой традиции. Да и подтверждения тому, что чумаки передавали такие иконы по счастливому возвращению из своих крымских вояжей в церкви, нет. По словам Лопушинского, больше света на это могли бы пролить дневники этнографа Зарецкого, которые недавно были переданы на его малую родину – Полтавщину.
Пока же воссозданные на камбале иконы херсонский краевед демонстрирует всем интересующимся историей чумаков и чумацкого промысла. Хранит их у себя дома. А для музея, говорит, дальнейшее воссоздание икон будет происходить на фигурах камбалы, отлитых из гипса.
|
Чумаки – первые предприниматели украинской степи, занимавшиеся соляным промыслом в XV- XVIII вв. Предприимчивые, смелые люди из вольных казаков, мещан и зажиточных селян везли из славянских степей хлеб и деревянные изделия на юг в Черноморье, а с юга привозили соль и соленую рыбу. Они ездили за солью и к Азовскому морю, откуда развозили ее по Кубани и Кавказу, привозили в Курск, Харьков, Белгород, Полтаву и Киев. Чумацкие повозки с запряженными в них быками ехали через дикие степи, что было крайне опасно. В качестве оберега к чумацким возам привязывали своеобразную икону - высушенную камбалу, на которой изображали Божью Матерь или Иисуса Христа. В различных источниках пишут о том, что при благополучном возвращении домой чумаки жертвовали такие иконы церквям.