Еще до войны гуцульские кожаные постолы носили почти в каждой семье в Карпатах - без них не обходились ни на свадьбах, ни на похоронах. Мастеров по изготовлению гуцульской обуви было достаточно - едва ли не в каждом селе по несколько человек. Теперь же на все Карпаты остался один-единственный знаток местного обувного дела - Тарас Дзвинчук. Он живет в самом большом селе на Гуцульщине - в Космаче Ивано-Франковской области. Из своих 68 лет большую часть жизни Тарас Григорьевич отдал уникальному ремеслу.
- Мой отец делал постолы, и меня научил. Когда он умер, я взял дело в свои руки. Мне тогда было только 20 лет, - вспоминает в разговоре с "КП" в Украине" Тарас Дзвинчук.
За всю свою жизнь мастер ни разу не стоял с постолами на базаре - делал только на заказ. В преддверии лета спрос повышается. Количество заказов на постолы от гуцулок начинает расти еще в марте.
- Летом только в одном Космаче будет 50 свадеб, - говорят селяне. -- И редко какое торжество обходится без гуцульской обуви. Постолы надевают невесты и дружки.
Зимой же и осенью, в дождь и снег, в такой обуви не походишь - кожа размокает.
- Постолы - это парадная обувь, а не повседневная. Хотя раньше в них и на пастбище ходили, и в церковь, но назвать их удобными для разной погоды нельзя: в дождь будет скользко, потому что постолы - полностью из кожи, без резиновой подошвы, - рассказывает Тарас Дзвинчук. - Для их изготовления не используется ничего, кроме кожи крупного рогатого скота, даже нити не надо, сшивают кожаными полосками.
Сегодня каждая женщина из карпатского региона, которая надевает национальную одежду, должна иметь постолы - чтоб образ был полным. Туфли на каблуках под такие одеяния не наденешь. Сам же Тарас Григорьевич - сапожник без сапог, так для себя постолы не сшил.
|
В отличие от лаптей из лыка, которые на Руси считались признаком низшего социального сословия, нищеты, кожаные постолы Гуцульщины остаются символом роскоши. Сейчас стоят относительно недорого: если заказывать у мастера - 600-700 гривен. Но отдать такие деньги за обувку, которую наденешь максимум пару раз в год, не каждый хочет.
- Если заказывает женщина для внучки и по копейке на постолы собирает, то я больше 200 гривен с нее не возьму, - отмечает Тарас Дзвинчук. - Но и с богатых требовать по полторы тысячи не буду.
Именно столько, как минимум, стоят его постолы на базаре - некоторые расчетливые умы быстро сообразили, на чем можно заработать, и заказывают у Тараса Григорьевича постолы с целью перепродать втридорога.
Сделать такую обувь не просто, хотя, если есть желание, можно научиться. Правда, такого желания у окружающих все меньше. Сын мастера умеет делать гуцульскую обувь, есть надежда, что это искусство не забудет и внук. А большинству молодежи это неинтересно.
Все, что нужно - только кожа. Если негде купить - приходится просить подождать с заказами, из другого материала их не сделаешь. Чтобы сделать две-три пары, нужен метр кожи. Для женских также понадобятся еще украшения, "лелитки", как их называет Тарас Дзвинчук, - обычные пайетки-цветочки с рынка. Постолы более популярны как раз среди женщин. Кожу мастер заказывает у заготовщиков, вымачивает и надевает на "копыто" - деревянную колодку в форме обуви. На все это уходит день-два, если постолы - женские, еще день идет на их украшение. Если бы сам заготавливал кожу, пришлось бы еще выдерживать ее в муке.